Даешь космос: кто поддержит «Южмаш»
Единственное в Украине предприятие с полным циклом создания ракет-носителей, «Южный машиностроительный завод им. Макарова», испытывает сложности. Так, как оно находится в числе крупнейших предприятий Украины, у которых образовалась задолженность по зарплатам. По последним данным – около 134 млн грн, при том, что на нем работает почти пять тысяч сотрудников, передает NW.
Впрочем, сегодня для предприятия вырисовываются и светлые перспективы. Так, парламентского комитета по вопросам экономического развития рекомендовал Кабмину разработать и вынести на утверждение космическую программу и предусмотреть финансирование. Комитет выступает за то, чтобы включить КБ «Южное» и «Южмаш» в список предприятий, которым запрещено отключать электроснабжение, и предлагает реструктуризировать налоговую задолженность «Южмаша» для финансового оздоровления предприятия. Эти рекомендации были выработаны во время выездного заседания парламентского комитета, которое состоялось в Днепре. На нем присутствовали также представители Государственного космического агентства (ГКАУ), Министерства обороны, Офиса президента, крупных предприятий отрасли, Днепропетровской облгосадминистрации.
Глава обладминистрации Александр Бондаренко заявил о готовности выделить из областного бюджета миллион долларов на софинансирование запуска украинского спутника. Как уточнил глава парламентского комитета Дмитрий Наталуха, с руководством ГКАУ, КБ «Южное», Днепровской ОГА и областного совета, договорились о реальности и возможности запуска первого украинского спутника уже в 2021 году. Сам спутник, по заверению КБ “Южного”, уже есть, и общая стоимость его запуска оценивается в десять миллионов долларов. Финансирование этого проекта должны инициировать Минэкономики и Космическое агентство. Правда, все, как обычно, упирается в госфинансирование, которое могут на практике в конце концов и не выделить.
В то же время помимо государственного финансирования «Южмаш» рассчитывает на поступления от выполнения контрактов для частных заказчиков. Осенью прошлого года было объявлено о партнерстве «Южмаша» с американской аэрокосмической компанией Firefly Aerospace. Украинское предприятие получило предварительный заказ, оцениваемый в $15 млн., на производство 100 камер сгорания, 500 агрегатов автоматики и 40 турбонасосов, которые будут использованы для строительства ракет. Сами ракеты будут строиться в США, где и находится штаб-квартира Firefly Aerospace. Хотя, по инициативе владельца этой компании – Максима Полякова, – в Днепре был открыт R&D-центр.
Firefly Aerospace разрабатывает сверхлегкие транспортные ракеты-носители, которые предназначены для запуска малых спутников и способны выводить до тонны на низкую околоземную орбиту и 500 кг – на высокую. Стоимость запуска составит примерно $15 млн, что значительно дешевле запуска существующих ракет, поскольку те рассчитаны на более тяжелые грузы. Вдобавок, клиентам не придется подстраиваться под запуски тяжелых носителей. В начале года провела испытания четырех двигателей Reaver прежде чем запустить ракету. Коммерческие запуски ракет-носителей Firefly Alpha проданы наперед.
По данным сайта ain.ua, в Днепре производят заготовки и проводят испытания. Например, для первой ракеты Alpha на заводе разработали и произвели электропневмоклапаны для пневмоблока двигателя и пневмоуправляемые клапаны для подачи компонентов топлива. И для огневых испытаний строится специальные стенд.
По словам директора завода Firefly Aerospace в Днепре Александра Дондика, здесь работает 200 человек — проектанты, инженеры-конструкторы, технологи, токари, фрезеровщики, слесари и испытатели. В большинстве это сотрудники, которых пригласили из КБ «Южное» и «Южмаша».
Сотрудничеству украинского госпредприятия с иностранной частной компанией поспособствовал принятый осенью прошлого года закон №1071 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия развитию космической деятельности и привлечения инвестиций в космическую отрасль Украины». Верховная Рада Украины разрешила частным компаниям наравне с государственными заниматься космической деятельностью, разрабатывать испытывать и запускать ракеты-носители, а также вести внешнеэкономическую деятельность в космической сфере.
В комитете Верховной Рады подчеркивают, что ведется стратегическая работа. «Южмаш» готов производить хоть тракторы, хоть троллейбусы. Но производить он должен ракеты. В 2014 году, когда началась война и экономика падала в пропасть, космическая деятельность получила из бюджета около 3 млрд грн. А в более благополучных 2018 и 2019 годах — 600-700 млн грн. Финансирование сократилось в четыре раза. Эту ситуацию нужно изменить. Космическая сфера должна получать госзаказ. А у государства должна появиться стратегия развития ракетно-космической отрасли, и мы работаем над этим», – говорит заместитель главы комитета Дмитрий Кисилевский.
Обсуждается вопрос корпоратизации государственных космических предприятий. Преобразования их в акционерные общества должно привлечь в отрасль стратегические инвестиции. На частный бизнес, к слову, делает в дальнейшем ставку и ГКАУ, которое ранее разработало новую пятилетнюю космическую программу, согласно которой с 2021 года, Украина собирается ежегодно запускать по спутнику дистанционного зондирования Земли. На выполнение программы агентство планирует получить 27 млрд. грн, из них только 4 млрд из госбюджета, все остальное – инвестиции и деньги международных космических проектов.
Также возможно создание украинского аэрокосмического концерна, который объединит компании из космической сферы и авиации.
«Сейчас мы в комитете разрабатываем «Промышленную повестку дня», которая предусматривает ряд мероприятий и законодательных инициатив, которые позволят украинским промышленным предприятиям максимально оперативно стабилизироваться во время кризиса или, по крайней мере облегчат их работу», – говорит Дмитрий Наталуха.
И уточняет, что речь идет, в частности, о создании индустриальных парков, локализации производства, преференциях для национальных производителей при государственных закупках, а также о доктрине экономической безопасности.
Напомним, ранее NW сообщал, что в Украине долги по зарплате перевалили за 3 млрд грн.
Андрей Муравский, руководитель проекта #Fly9999