Економіка Країна Суспільство У фокусі

Земельная реформа в Украине – это не про торговлю землей, а про борьбу с бедностью: аналитическая справка ООН

Земельная реформа в Украине – это не про торговлю землей, а про борьбу с бедностью: аналитическая справка ООН

Организация Объединенных наций внимательно следит за ходом земельной реформы в Украине. Первым сигналом, что это так и есть, для украинских властей стала официальная презентация «Аналитической справки ООН о земельной реформе в Украине». Этот документ создан совместными усилиями всех институций ООН, работающих в нашей стране – профильными агентствами, программами и Фондами ООН в Украине. 

Как передает NW, официальная презентация документа состоялась 30 июня 2020 во время интернет-конференции на Facebook-странице представительства ООН в Украине.

«Фундаментальная задача земельной реформы в Украине, как и в любой другой стане, это, прежде всего, снижение уровня бедности», –  отметила координатор системы ООН в Украине Оснат Лубрани.

Составные задачи земельной реформы – это свободный рынок земли сельскохозяйственного назначения, внедрение целевых программ социальной помощи малым фермерам и повышение устойчивости социально незащищенных слоев населения. 

Читайте также – В Раде собрались ввести земельный налог в 6 тыс. грн для рядовых владельцев земельных паев

Открытие рынка земли в Украине закреплено в законе №2178-10 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». До момента открытия рынка земли 1 июля 2021 года Украина должна принять пакет законов, обеспечивающих материальную, деловую и социальную поддержку сельского населения.

Что увидали специалисты ООН в Украине

В аграрном секторе Украины занято около 3 млн человек, и по подтвержденным данным за 2017 год, аграрное производство составило примерно 10% общего ВВП и 42% общей стоимости экспорта.

В целом в Украине в сельской местности проживает почти 13 млн человек. Но при таком впечатляющем людском потенциале, уровень развития сельских регионов очень низкий. Главный тормозящий фактор – это диспропорция возможностей развития для жителей сел по сравнению с горожанами. Это отрицательно влияет сельскую молодежь, усиливает эмиграцию из села.

В аграрном секторе малого и среднего бизнеса (МСБ) сложилась неравномерная структура собственности, что приводит к низкой производительности субъектов МСБ. В Украине состоянием на 2017 год зарегистрированы около 7 млн землевладельцев, а средняя площадь частных земельных участков составляет 4,2 га. Около 90% землевладельцев арендуют свою землю у первоначальных собственников, получивших земельный пай в ходе приватизации. Сельхозпроизводители-арендаторы берут земельные паи в аренду по более низким ставкам, чем установленные за рубежом. 

По оценкам специалистов ООН, в Украине существуют приблизительно 900 тыс. мелких или семейных фермерских хозяйств. Из этого числа официально зарегистрированы, – то есть доказали право собственности или право распоряжаться землей, – чуть более 7%. Поэтому они работают в неформальном секторе экономики и не могут получить государственную поддержку. 

Низкие арендные ставки на паи первоначальных собственников стимулировали агрохолдинги концентрировать крупные земельные банки. Низкие арендные ставки за землю и дешевизна рабочей силы привлекают системных инвесторов, что позволяет крупным агрохолдингам разворачивать полный цикл производства – от выращивания до переработки. Такие предприятия смогли подписать тысячи индивидуальных договоров аренды и сформировать крупные земельные банки. Предельные размеры арендованных земель в управлении отдельных агрохолдингов составляют приблизительно 700 тыс. га. По итогам 2017 года, топ-70 агрохолдингов использовали в Украине около 8 млн га сельхозземли. 

Чего боятся агрохолдинги?

Главная угроза для крупных арендованных земельных угодий в Украине – опасность фрагментации: желание первоначального собственника вывести из договора аренды свой пай и его продать. Причиной вывода земли из аренды могут быть не только действия конкурентов, соблазнивших собственника значительной суммой, но и простые житейские проблемы, как, например, потребность в деньгах для срочной дорогостоящей операции.

Опасность распада цельного арендованного банка земли заставляет агрохолдинги интенсивно использовать недорогие в производстве однолетние культуры, дающие чувствительный бизнес-эффект. По итогам 2017 года производство таких культур в Украине составило 72% общего объема сельхозпроизводства. Но при этом подобные технологии снижают плодородие земель. 

По мнению специалистов в ООН, крупным агрохолдингам перед вводом свободного рынка земли необходимо разработать программы лояльности арендодателей – первоначальных собственников земельных паев.

Как помочь МСБ?

Решение задачи поддержки украинских аграриев сферы МСБ ложится на государство. Создание разных систем помощи мелким фермерам улучшит социальную атмосферу в сельских местностях Украины, где сейчас большинство людей работает на выживание. Внедрение систем помощи малым фермерам увеличит доступность питания для всех украинцев, сделает сельхозпроизводителей дееспособными и экономически устойчивыми. 

Еще одна фундаментальная цель земреформы в Украине – улучшение землепользования, поддержка мелких фермеров в деле выращиванию ценных культур. Внедрение такой программы поможет обеспечить защиту, восстановление и устойчивое использование экосистем.

Все названные шаги невозможны без обеспечения доступа сельских жителей к правосудию и создания новых институтов, которые этот доступ обеспечат. Эти институты должны быть созданы прозрачно и при широком участии общества.

«Домашнее задание» Украине перед открытием земельного рынка

В «Аналитической справке ООН о земельной реформе в Украине» отмечено, что растущий аграрный сектор играет ключевую роль в устойчивом экономическом и социальному развитии, как села, так и страны в целом.

Мораторий на продажу земель сельхозназначения лишил миллионы владельцев земельных участков конституционного права собственности и стал серьезным препятствием для развития Украины. Вокруг приятия Верховной Радой законопроекта №2178-10 «Об обороте земель сельхозназначения» развернулась острая политическая борьба. И все же Верховной Раде удалось 31 марта 2020 года принять законопроект во втором чтении. 

Представительство ООН считает, что Украине необходимым до ввода свободного рынка земель сельхозназначения 1 июля 2021 года сформировать широкий пакет законов, проводящих земреформу. Причем, их не надо писать с нуля, так называемые «пакетные акты» по земреформе предложены правительством Украины, внесены в парламент и даже прошли рассмотрение в первом чтении. Но далее их рассмотрение пока не движется.

Задача украинских законодателей – создание нормативной базы, которая позволит в условиях свободного земельного рынка приносить пользу землевладельцам, мелким фермерам и местным общинам. Это следует сделать за счет создания прозрачных инструментов финансирования, включая государственную поддержку, беспрепятственного доступа малых фермеров к кредитованию. Также необходимо законодательно ограничить концентрацию земли на правах собственности в руках крупных агрохолдингов. Право аренды сейчас действует, и хотя механизм заключения договоров аренды и их обновления требует модернизации, это пока самый эффективный инструмент землепользования в сельском хозяйстве Украины.

«Открытие рынка земли в Украине следует подкрепить новым дополнительным законодательством, которое введет прозрачную процедуру передачи земель из госсобственности местным общинам, сделает невозможным незаконную раздачу земель на коррупционных началах, введет облегченный доступ малым сельхозпроизводителям к кредитованию. И это не прихоти чиновников международных организаций. Это все положения целей устойчивого развития ООН, к которым присоединилась Украина согласилась выполнить требования указанных пунктов №1, №2, №5, №7, №10, №11, №15 и №16 системы стабильного развития», – отметила координатор ООН в Украине.

Как писал NW ранее, 30 марта 2020 г. на третьем внеочередном заседании парламента народные депутаты завершили рассмотрение поправок к скандальному законопроекту о запуске рынка земли в Украине и во втором чтении одобрили проект решения №2178-10 («О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения»).

После горячих дебатов и провальных голосований за поправки к документу законопроект поддержали 259 нардепов при 226 необходимых.

В апреле земельную реформу подписал президент Украины Владимир Зеленский.

Также NW информировал, что тем временем Верховная Рада Украины поддержала в первом чтении законопроект №3012-2, который, кроме прочего, предусматривает установление порядка приватизации земель государственных сельхозпредприятий и обеспечения сотрудников таких предприятий правом на получение пая.

Константин Макульский


3 Травня

Киян та мешканців області закликають не відвідувати завтра деякі парки: причини

Камерон вважає, що Україна може завдавати ударів по території Росії британською зброєю

2 Травня

Смертельна ДТП сталася на Київщині (ФОТО)

Чому відбудову на Херсонщині поставили на паузу?

Шольц і Макрон проведуть таємну зустріч в Парижі напередодні візиту Сі

«Весь світ донатить». На «Євробаченні» збирають гроші на відбудову розбомбленої української школи

«У мене є стратегічна мета – Росія не може перемогти в Україні» – Макрон в інтерв’ю The Economist

Заполітизованість чи безгосподарність держави: в КМДА прокоментували ситуацію з Поштовою площею — чи є загроза колапсу

закон про«іноагентів» ставить під загрозу євроатлантичну інтеграцію Грузії

Мешканців Київщини попередили про зміни в роботі громадського транспорту

як вони з’явилися у Європі та стали угорцями

Кулеба пояснив, чому Росію не запросили до Швейцарії на саміт миру

Президент звільнив очільника Департаменту кібербезпеки СБУ Вітюка

Чому не можна прасувати постільну білизну, чим це може бути небезпечно

Стало відомо, де у Києві сьогодні будуть продуктові ярмарки

Уряд працює над обмеженням супутникової зйомки території України – Міноборони

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ