Економіка

“Дежавю Эзугбая”: железнодорожники Украины повторяют судьбу своих коллег из Грузии времен Саакашвили

“Дежавю Эзугбая”: железнодорожники Украины повторяют судьбу своих коллег из Грузии времен Саакашвили

Михаил Саакашвили неспроста выступил в защиту правления “Укрзализныци”, против которого собираются бастовать украинские железнодорожники

КИЕВ. 9 марта. NW. 22 октября 2012 года Генеральный директор ООО “Грузинская железная дорога” Ираклий Эзугбая (времен президентства Михаила Саакашвили) подал в отставку. Это случилось накануне общенациональной забастовки грузинских железнодорожников. Сейчас Эзугбая отвечает за коммерческую деятельность в “Укрзализныци” (УЗ), а украинские железнодорожники готовятся к всеукраинской забастовке. В “дежавю Эзугбая”, его связях с Михаилом Саакашвили и обвинениях в коррупции, разбирался NW.

“Дежавю” с разницей в 9 лет

“На грузинской железной дороге — очень сложная ситуация. Сотрудники работают в невыносимых условиях. Существующая там ситуация не соответствует никаким нормам — ни с точки зрения зарплат, спецодежды и, что самое главное, ни с точки зрения отношения к сотрудникам ”, – комментировал ситуацию 22 октября 2012 года председатель Объединенных профсоюзов Грузии Ираклий Петриашвили. По его словам, минимальная зарплата рядовых железнодорожников составляла 270 лари (около 160 долларов), в то время как топ-менеджмент “получал огромные зарплаты и премии”.

В Украине сейчас буквально аналогичная ситуация. Железнодорожникам не выплачивают зарплаты, а если и выплачивают, то иначе как “геноцидом” они это не называют. Например, работник “УЗ” с выслугой лет может получать 5000 грн, а это 178 долларов, всего на 18 долларов больше, чем в Грузии в 2012 году. При этом на зарплату главы правления “УЗ” Владимира Жмака (625 тысяч грн) этот работник мог бы жить 10 лет. Поэтому сразу две профсоюзные организации железнодорожников заявили о подготовке к забастовкам и пригрозили остановкой железнодорожного движения. 

“Саакашвили — Жмак- Эзугбая”

Жмак был назначен главой “УЗ” в августе 2020 года. Его сразу же прозвали человеком экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, да и он сам связи не скрывал. В одном из интервью он говорил, что у него “дружеские” отношения с Саакашвили и он общается с ним, как и с бывшими товарищами из университета. Но не только университет связывает главу “УЗ” с Саакашвили. Когда последний возглавлял Одесскую областную госадминистрацию, Жмак был у него заместителем и именно тогда, как он говорит, ему приглянулся советник Саакашвили по вопросам инфраструктуры Иракли Эзугбая, бывший глава грузинской железной дороги. По словам Жмака, назначение Эзугбая руководителем грузовых перевозок в “УЗ” было первым его кадровым решением в должности главы госкомпании. Это решение сразу же подверглось критике, ведь Грузия предъявила официальные обвинения Эзугбая в хищении 40 млн долларов железной дороги Грузии. Но Жмак, комментируя это, объяснял все политическим преследованием.

“Бизнес Эзугбая на рельсах”

До назначения в “УЗ” Эзугбая руководил частной компанией “Дженерал контейнер сервисес”, которая занимается железнодорожными грузовыми перевозками, а среди ее основателей значится грузинская компания “Рисоил”, получившая в концессию Черноморский порт летом прошлого года. Одним из главных и одновременно скандальных решений Эзугбая по грузоперевозкам было снижение тарифа на услуги “УЗ”, что означало “плюс” для бизнеса и “минус” для госкомпаний. По оценкам нардепов, такое решение может повлечь технический дефолт “Укрзализныци”, поэтому они обратились к премьер —министру Денису Шмыгалю с требованием проверить решения Эзугбая, а также выяснить, не действовал ли грузинский чиновник в своих интересах и интересах “дружественных компаний”, принимая такие решения. 

Среди тех, кто подписывал обращение к премьер-министру по “схемам Эзугбая” значится народный депутат Роберт Горват. Но по словам политика, ответа премьер-министра по этим вопросам он не видел до сегодняшнего дня.

“Грузинское крыло” УЗ

Тем временем журналисты различных изданий полагают, что в так называемое “грузинское крыло Укрзализныци” входят не только Михаил Саакашвили и его бывшие подчиненные Владимир Жмак и Иракли Эзугбая, но и некоторые представители НАБУ. К примеру детектив НАБУ Денис Гюльмамедов, который расследовал коррупционные нарушения в “УЗ” и среди них предоставление льгот на грузоперевозки, после назначения туда Жмака и Эзугбая и по сути легализации ими этих льгот — подобных заявлений больше не делает, при том что доходы “УЗ” от грузоперевозок в 2020 году существенно сократились. А это основной источник доходов госкомпании, который непосредственно влияет и на уровень зарплат коллектива железнодорожников. Совпадение или нет, но Гюльмамедов в 2019 году стал получать от фонда “Видродження” Джорджа Сороса гонорары. Эти фонды также связывают с финансированием политической деятельности Михаила Саакашвили. 


18 Травня

Як Україна протистоїть ВІЛ

Ажіотаж в Україні: громадянам пояснили, що потрібно робити

Зеленський закликав до раціонального енергоспоживання на тлі підготовки до опалювального сезону

Україна та союзники мають «однакові цінності», але часто «різні погляди» на закінчення війни

наступ Росії може складатися з кількох хвиль, на Харківщині була перша

Мобілізація по-новому: що зміниться уже завтра

Київ просить США допомоги з визначенням цілей в Росії і скасувати обмеження бити американською зброєю

«Не бачу проблеми оновити дані» – Подоляк про чоловіків за кордоном і бронювання держслужбовців

Чому йдуть чоловіки? 6 причин, на які жінки не хочуть звертати уваги

Відключення світла: якою буде ситуація у Києві та області в суботу

Єрмак щодо Саміту миру у Швейцарії

17 Травня

Ощущения, что ваш брак висит на волоске: Советы, как сблизиться и выйти на новый уровень взаимопонимания

Заяви Кремля про взяття ЗСУ в “котел” у Часовому Яру- ІПСО на тлі візиту путіна в Китай

Стало відомо, які продукти подешевшали в Київській області

Міноборони Литви повідомило про пакет допомоги Україні

Безбарʼєрність та інклюзивність при відновленні країни. В Києві пройшов другий УКРАЇНСЬКИЙ БУДІВЕЛЬНИЙ КОНГРЕС

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ