Економіка

Как конфликты влияют на репутацию компании: эксперты о кейсе Scania против “Журавлыны”

Как конфликты влияют на репутацию компании: эксперты о кейсе Scania против “Журавлыны”

КИЕВ. 10 марта. NW. Даже крупные международные компании не застрахованы от скандалов и конфликтов, которые порой могут иметь катастрофические последствия для репутации бренда. Шведский производитель грузовиков группы VW – Scania, который представлен в Украине дистрибьютором, стал участником не только судебного процесса, но и спровоцированного собственноручно публичного скандала с обвинениями украинской судебной системы в коррупции и дискредитации бывшего украинского дилера “Журавлына”. NW расспросил экспертов о том, каким образом перенос конфликта в публичную плоскость мог отразиться на репутации Scania, работает ли вообще в Украине институт репутации и какое он вообще имеет значение для брендов.

Мнения экспертов

Эксперт по репутации и политтехнолог Борис Тизенгаузен считает, что главная проблема нецивилизованного поведения на рынке Украины некоторых компаний связана с отсутствием института репутации в Украине. То есть, по его словам, таким образом компания позволяет себе любое поведение по отношению не только к конкурентам, но и к партнерам.

“Как такового института репутации в стране нет, поэтому компании используют различные методы давления, в частности на суд, чтобы достичь своих целей. Потому что если бы в европейской стране конфликт и судебный процесс был вынесен в публичную плоскость, то это напрямую отразилось бы на акциях компании, на репутации и на взаимоотношениях с партнерами. То есть там бы сто раз подумали, делать ли это. Рано или поздно судебный процесс завершится, а репутационные потери от широкой огласки и нездорового бизнес-поведения останутся”, — пояснил Тизенгаузен.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Адвокат Scania грозит владельцу украинской компании “Журавлына” уголовным производством

Так как институт репутации в Украине существенно отличается от Европы, то многие компании, по словам эксперта, используют различные “серые” приемы: лоббизм на уровне политиков и подключения посольств.

“Некоторые компании используют лоббизм и подключают посольства. И это не только Швеция делает, но и Китай, Турция подключают своих дипломатических представителей. Это часто работает, потому что никто не хочет ссориться с представителем другой страны, поэтому такой метод хоть и не честный, но действенный”, — рассказал Тизенгаузен.

Политолог Виктор Бобиренко в свою очередь объясняет, что скандалы, вынесенные в публичную плоскость с целью уничтожения и дискредитации оппонента могут отразиться на репутации всех сторон конфликта. По его словам, такое поведение в бизнес-среде настораживает не только партнеров компании, но и потенциальных крупных клиентов, которые просто не захотят однажды оказаться на месте оппонента против агрессора, что не гнушается различными методами дискредитации.

“Скандалы, которые выносятся в публичную плоскость, не играют на репутацию компании. Тем более, что такие скандалы выносятся в публичную плоскость для уничтожения конкурента, и это все прекрасно понимают. К тому же компании часто прикрываются тем, какая у нас плохая судебная система — мол, мы велосипед не придумываем, все здесь плохо, а мы обиженная сторона. И, конечно же, обязательно будут крупные клиенты, которые побоятся быть заляпанными и светиться в случае первых попавшихся проблем на страницах изданий, как это произошло с украинской компанией в процессе судебного конфликта со Scania”, — рассказал Бобиренко.

Политолог согласен с тем, что в Украине, к сожалению, отсутствует институт репутации, чем и пользуются отдельные компании с европейскими корнями.

“В Украине нет вообще такого ресурса как репутация. Репутация у нас не считается ресурсом, а на западе — это основной ресурс. И однажды пойманный на нецивилизованном бизнес-поведении станет нерукопожатным. Поэтому там ведут себя так, а здесь, в Украине, иначе”, — подытожил Бобиренко.

Суть конфликта Scania Украина и “Журавлыны”

Конфликт начался с желания дистрибьютора шведских грузовиков Scania Украины в 2009 году изменить условия договора для сервисного и дилерского центра “Журавлына” на менее выгодные. При этом новые условия было инициировано уже после сделанных “Журавлыной” инвестиций в шведского дистрибьютора. Когда украинский дилер предложил обсудить ситуацию, руководство Scania Украины опубликовало на сайте сообщение для клиентов о том, что отношения с украинцами разорваны, хотя договоры все еще были в силе, а специальная процедура по их расторжению не была запущена.

С тех пор между двумя субъектами хозяйственной деятельности начались длительные и сложные судебные процессы.

В результате кульминацией судебных процессов стала победа “Журавлыны” на 123 млн грн компенсации за выполнение работ в 2012-2017 гг. В публичном пространстве решение суда встретило сопротивление со стороны шведской стороны, отдельных народных депутатов, которые якобы защищают права инвесторов, посольства Швеции.

При этом в судебном порядке компанией “Журавлына” было доказано, что договор был расторгнут не в соответствии с его условиями. Украинцы также в суде доказали, что после того, как начался конфликт, Scania Украина всеми возможными способами препятствовала украинскому дилеру и сервисному центру выполнять свои обязательства по договору: отключила от всех возможных электронных систем и сервисов по обслуживанию клиентов. Следующее апелляционное судебное заседание по делу Scania Украины против “Журавлыны” запланировано на 19 марта.


19 Травня

Форум Investman виходить на міжнародний рівень

як відбудовують Миколаївщину під час війни?

Зеленський закликав Польщу спільно протидіяти атакам Росії на газову інфраструктуру на заході України

МЗС РФ оголосило британського військового аташе персоною нон ґрата

«Це не наступ, це захист» – Зеленський щодо обмеження використовувати західну зброю для ударів по Росії

Тривалі відключення світла анонсували на Київщині: електропостачання не буде до 12 годин

Україна та Словенія підпишуть двосторонню безпекову угоду – Зеленський

Україна «має цифри» щодо чоловіків, які виїхали за кордон та не повернулися

Як запобігти появі зморшок у зоні декольте: 3 головні поради

Зміни в роботі громадського транспорту анонсували у Києві: маршрути

100-річний ювілей. Микола Береславський готував акт самоспалення, протестуючи проти русифікації

У Пентагоні розповіли, коли відбудеться наступне засідання «Рамштайну»

18 Травня

Як Україна протистоїть ВІЛ

Ажіотаж в Україні: громадянам пояснили, що потрібно робити

Зеленський закликав до раціонального енергоспоживання на тлі підготовки до опалювального сезону

Україна та союзники мають «однакові цінності», але часто «різні погляди» на закінчення війни

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ