Економіка

Скандал в херсонском порту: грузинский концессионер хочет запретить украинцам грузовые операции на рейде – мнение

Скандал в херсонском порту: грузинский концессионер хочет запретить украинцам грузовые операции на рейде – мнение

КИЕВ. 13 апреля. NW. Победитель конкурса на концессионера Херсонского порта, компания “Рисоил-Херсон” Шоты Хаджишвили хочет запретить грузовые операции на рейде, объясняя это то вопросом безопасности, то экологии. Участники рынка считают это банальным перераспределением рынка, у экспертов тоже есть мнение. Подробно в материале NW.

Валерий Буриев, директор ЗАО “Днепровский терминал” в одном из интервью заявил, что “Ривер Портс эдженси”, связанная с концессионером “Рисоил-Херсон” хочет в судебном порядке запретить грузовые операции на рейде в Херсонском порту (ХМП).

“„Ривер Портс эдженси“ (истец — ред.) было зарегистрировано 26 августа 2020 и его конечным владельцем, по открытым данным, является Оксана Себова, которая возглавляла ООО „РИСОИЛ-ХЕРСОН“. И позиции истца совпадают с позицией совладельца компании „РИСОИЛ“ Шоты Хаджишвили, который неоднократно публично заявлял, что будет пытаться прекратить грузовые операции на рейде Херсонского порта. Именно эта компания является победителем концессионного конкурса и берет в концессию ХМП… Запрет якорных стоянок нанесет вред самому ХМП, ведь он нуждается в том, чтобы ставить суда на эти якорные стоянки. Иначе очереди на заход тем судам, которые идут в порт, придется ждать у самого Очакова, или даже в порту Южный. На якорных стоянках проводится фумигация экспортных зерновых грузов.

Якорные стоянки используются для грузовых операций для терминалов, где есть природные или технические ограничения возможности принимать крупнотоннажные суда. Поступления в государственные и бюджеты всех уровней от этой деятельности составляет около ста миллионов грн. ежегодно, а ежегодный грузооборот на рейде Херсона составляет около 1 млн тонн. К тому же, якорные стоянки используют судна под иностранными флагами, которые направляются в речных портов или терминалов по реке Днепр чтобы пройти пограничный и таможенный контроль — это единственная акватория морского порта на этой водной артерии”, — рассказал Буриев.

В комментарии NW политический аналитик Александр Кочетков отмечает, что такая ситуация — свидетельство просчетов правительства, которое не предусмотрело урегулирования вопросов с якорными стоянками.

“Нет в бизнесе моральных принципов, особенно в украинском, постсоветском, к сожалению. Тут необходимо обсуждать вопросы с концессионером, иначе могут воспользоваться нашей слабостью. Украинским бизнесменам в данном случае следует апеллировать к власти и как-то приводить в чувства иностранных концессионера — других вариантов нет. К сожалению, ситуация типична — за наш счет хотят получить все, отдавая по минимуму”, — сказал он.

Дополнение

26 июня 2020 года между Министерством инфраструктуры Украины, государственным предприятием “Администрация морских портов Украины”, частной компанией “Рисоил-Херсон” и компанией “Проектная компания РисоилХерсон” был подписан договор о передаче в концессию имущества государственного предприятия “Херсонский морской торговый порт” и имущества государственного предприятия “Администрация морских портов Украины”. Однако на данный момент процедура передачи заблокирована судом из-за обжалования конкурса другим участником.

Концессионер среди прочего обязался ежегодно выплачивать концессионный платеж в размере не менее 12 млн грн с учетом индексации и 7% от чистого дохода концессионера, в первые 3,5 года с даты окончания переходного периода инвестировать в объект не менее 216 млн грн, а на протяжении первых 10 лет — дополнительно не менее 62 млн грн (в ценах 2019 года), обеспечить объемы перевалки грузов порта в 2030 году на уровне не менее 1,36 млн тонн, сделать вклад в развитие местной инфраструктуры не менее 18 млн грн, в том числе обеспечить финансирование капремонта дорожного покрытия улиц на пути к порту и новой площадки для стоянки грузовых автомобилей за пределами города, увеличить до 80% части доставку грузов в порт ж/д, водным, и другими видами транспорта, кроме автомобильного.

Компания “Рисоил” входит в “Индустриальную группу Грузии” Давида Бежуашвили — одного из самых богатых грузинских бизнесменов. Главные активы (Кутаисский автозавод и Ткибульский уголь) Бежуашвили получил при правлении Михеила Саакашвили в Грузии. Брат Давида Бежуашвили Гела при Саакашвили был начальником внешней разведки Грузии.

Глава фракции “Слуга народа” Давид Арахамия и Давид Бежуашвили


19 Травня

Форум Investman виходить на міжнародний рівень

як відбудовують Миколаївщину під час війни?

Зеленський закликав Польщу спільно протидіяти атакам Росії на газову інфраструктуру на заході України

МЗС РФ оголосило британського військового аташе персоною нон ґрата

«Це не наступ, це захист» – Зеленський щодо обмеження використовувати західну зброю для ударів по Росії

Тривалі відключення світла анонсували на Київщині: електропостачання не буде до 12 годин

Україна та Словенія підпишуть двосторонню безпекову угоду – Зеленський

Україна «має цифри» щодо чоловіків, які виїхали за кордон та не повернулися

Як запобігти появі зморшок у зоні декольте: 3 головні поради

Зміни в роботі громадського транспорту анонсували у Києві: маршрути

100-річний ювілей. Микола Береславський готував акт самоспалення, протестуючи проти русифікації

У Пентагоні розповіли, коли відбудеться наступне засідання «Рамштайну»

18 Травня

Як Україна протистоїть ВІЛ

Ажіотаж в Україні: громадянам пояснили, що потрібно робити

Зеленський закликав до раціонального енергоспоживання на тлі підготовки до опалювального сезону

Україна та союзники мають «однакові цінності», але часто «різні погляди» на закінчення війни

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ