Рынок земли или «Здравствуйте, грабли»: что не так с законопроектом Гончарука
Никогда еще Украина не была так близко к открытию рынка земли. Предыдущий созыв Верховной Рады сгенерировал аж 4 разных законопроекта о рынке земель сельхозназначения в Украине, и все они успешно тормозились. В успех не верили даже их авторы.
И вот звёзды сошлись. Новый президент Украины Владимир Зеленский хочет, а новая Рада может дать нужное количество голосов за рынок земли. В принципе, это всё, что нужно для старта. Если, конечно, речь не идёт о качестве реформы и её целях.
Законопроект №2178, внесённый Кабмином, поступил на рассмотрение в комитеты ВР 26 сентября. В документе всего 4 страницы. По сути предлагается внести небольшие правки в существующие законы. То есть в целом относиться к землям сельхозназначения как к обычной недвижимости.
Разрешить всё всем
Наибольшую критику экспертов вызывает фактический допуск к украинскому рынку земли иностранцев. В кабминовском законопроекте указано, что покупателями могут быть юрлица, созданные в соответствии с законодательством Украины.
«Иностранным компаниям нужно лишь выполнить формальное условие – зарегистрировать юридическое лицо на территории Украины – и можете ни в чём себе не отказывать»,- отмечает экс-руководитель Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Максим Мартынюк.
Также, по мнению Мартынюка (а он известен как большой сторонник запуска рынка земли в Украине), есть риск концентрации земли в одних руках.
«Представленные ограничения в законопроекте правительства настолько легко обходятся, что можно сказать, что их нет. И сконцентрировать в одних руках, например, 1 млн га – не проблема», – обращает внимание Мартынюк.
Интересно, что и защита от скупки иностранцами, и возможность монополизации обсуждаются аграриями годами. В Кабмине Алексея Гончарука не могут об этом не знать. Почему законопроект №2178 пошёл в прямой конфликт с аграриями – загадка.
Паническая атака
Нынешний вариант земельной реформы вызывает тотальную истерику в обществе. Фермеры боятся, что землю скупят агрохолдинги или иностранцы. Агрохолдинги стараются помалкивать (они уже давно готовятся к возможному запуску рынка земли и прорабатывают варианты). Но их сильно пугает сырая законодательная база.
«Рынок земли нужен. […] Но у меня есть реальные опасения, что открытием рынка сегодня занимаются недостаточно опытные люди. Из-за проблем с геокадастром у аграрного сектора могут быть очень большие проблемы», – говорит Алексей Вадатурсткий, владелец холдинга «Нибулон», в интервью The Page.
Но больше всех запуганы владельцы паёв. Они боятся одновременно всего: и иностранцев, и давления со стороны фермеров, и натиска агрохолдингов. Пугает само словосочетание «рынок земли» – люди не понимают, что оно означает.
Учить – пока не поздно
Владелец земельного пая – единственный участник будущего рынка земли, о котором забыли. Таких в Украине сегодня около 7 млн человек. Когда говорят «всю землю скупят» (не важно кто: иностранцы, украинские холдинги, спекулянты и т.д.), предполагается, что люди массово ринутся продавать свои паи.
Именно сельские жители в данный момент находятся в наибольшей группе риска. Их годами кормили мракобесием «земля – це мати» и «продаж землі – гріх». И не готовили к тому, что в один прекрасный день рынок земли будет всё-таки открыт. Как результат – у многих из них нет элементарных знаний, как защитить свои интересы. Ими легко манипулировать.
По подсчётам экспертов, средний возраст нынешнего паевика – 60 лет. Примерно каждому четвёртому – более 70.
По старому сценарию
Тем временем в сентябре в Раде были зарегистрированы еще как минимум два земельных законопроекта. Так законопроект №2109, одним из инициаторов которого является Юлия Тимошенко, предлагает продлить мораторий до 2023 года. А законопроект 2178-1, инициатором которого значится Наталия Королевская, предлагает сначала провести всеукраинский референдум, а уж потом вносить изменения в Земельный кодекс.
Наталия Терентьева