Украинцам здесь не место: политолог о конфликте шведского гиганта Scania и украинского дилера “Журавлына”
КИЕВ. 17 февраля. NW. Иностранные производители, которые приходят в Украину для продажи своей продукции хорошо знают, что государство не защищает внутренний рынок и своего предпринимателя. Тогда как иностранные компании получают поддержку и защиту на высоких ступенях власти, внутренний рынок остается беззащитным. Поэтому в случае давления на него со стороны иностранного производителя с его средствами и ресурсами, украинский предприниматель не получит защиты со стороны государства. Такое мнение в комментарии NW озвучил политолог Александр Кочетков, комментируя апелляционный суд Scania против украинской компании “Журавлына”, который уже трижды переносился.
Цитата
“Дело в том, что Scania четко ориентируются в политической ситуации того рынка, на который они давно вошли. Они хорошо видят и знают, что нет у нас защиты собственного предпринимателя и собственного рынка. И даже жалкие попытки защитить внутренний рынок и принять законодательство, которое будет его защищать, проваливаются. И когда Scania видит, что здесь люди не способны защищать свое, свое пространство, свои условия, конечно, они будут этим пользоваться, шантажировать власть и делать здесь посуше. Это капитализм”, — считает Кочетков.
Детали
По мнению политолога, односторонняя поддержка позиции шведского гиганта Scania со стороны власти и средств массовой информации является тревожной тенденцией для украинского бизнеса.
“Это началось с 2004 года: определенная слабость относительно западных стран, к странам Европы, к США. И примеров много: это продолжается до сих пор. Дошло до того, что мы тех же китайских инвесторов вытесняем с рынка, потому что это не нравится американцам. Это абсурд!”, — считает Кочетков.
По его словам, очень обидно наблюдать за тем, как решение суда в споре “Журавлына” против шведской Scania в пользу украинцев автоматически признается необоснованным и народными депутатами, и посольством Швеции и экспертами только из желания стать на сторону сильнейшего.
“Мы сейчас говорим о слабости системы, прогибающейся под того, кого считает сильными и авторитетными. А с другой стороны, мы видим несостоятельность этой же системы, которая не способна разработать правила, которые не будут противоречить европейскому законодательству, но защищать и украинского предпринимателя. Поэтому Scania и то, как компания себя ведет, — это лишь один из немногих примеров тенденции”, — считает эксперт.
“Журавлына” VS Scania
Как выяснили NW, дилерский центр “Журавлына” не единственный, имеющий судебные процессы со Scania Украина. Так, киевский “Проскан” подал встречный иск к дистрибьютору Scania Украина почти на 170 млн грн. О причинах конфликта украинский дилер предпочитает молчать на время судебного процесса. Поэтому логично, что выигранный “Журавлыной” судебный иск к Scania Украина на 123 млн грн недополученной прибыли за 2012-2017 гг. встретил такое сопротивление в публичном пространстве со стороны шведской стороны и отдельных народных депутатов, которые якобы защищают права иностранных инвесторов.
Интересно, что накануне рассмотрения в суде апелляционного иска Scania Украины против фирмы “Журавлына” бывший исполнительный директор шведского дистрибьютора Андреас Пуеккер выступил в защиту именно украинцев.
По его словам, причиной конфликта и последующих судебных процессов шведского импортера с украинским дилером “Журавлына” стали новые невыгодные условия контракта для украинских дилеров и давление со стороны тогдашнего руководства Scania Украина. Зато в растиражированной версии Scania отмечают невыполнении “Журавлыной” условий контракта. При этом в одном из интервью главный юрист и член дирекции Scania Украина Сергей Замула подчеркивает, что фактических доказательств для обвинения украинцев у них нет, потому что, якобы “поймать” за руку “и привлечь к ответственности не было возможности”.
Поэтому журналисты NW написали запрос в Scania, а также обратились за комментарием к руководителю фирмы “Журавлына”, чтобы выяснить детали конфликта. В ответ владелец компании Олег Политыло категорически отказался комментировать это дело по телефону — на территории собственного предприятия “Журавлына” в Сарнах. Свой отказ объяснил тем, что хочет наглядно показать журналистам, каким образом его фирме удалось без финансовых инвестиций со стороны Scania в свое время стать независимым сервисным центром в соответствии с установленными шведами высокими стандартами.