Економіка Країна Суспільство У фокусі

Земельная реформа в Украине – это не про торговлю землей, а про борьбу с бедностью: аналитическая справка ООН

Земельная реформа в Украине – это не про торговлю землей, а про борьбу с бедностью: аналитическая справка ООН

Организация Объединенных наций внимательно следит за ходом земельной реформы в Украине. Первым сигналом, что это так и есть, для украинских властей стала официальная презентация «Аналитической справки ООН о земельной реформе в Украине». Этот документ создан совместными усилиями всех институций ООН, работающих в нашей стране – профильными агентствами, программами и Фондами ООН в Украине. 

Как передает NW, официальная презентация документа состоялась 30 июня 2020 во время интернет-конференции на Facebook-странице представительства ООН в Украине.

«Фундаментальная задача земельной реформы в Украине, как и в любой другой стане, это, прежде всего, снижение уровня бедности», –  отметила координатор системы ООН в Украине Оснат Лубрани.

Составные задачи земельной реформы – это свободный рынок земли сельскохозяйственного назначения, внедрение целевых программ социальной помощи малым фермерам и повышение устойчивости социально незащищенных слоев населения. 

Читайте также – В Раде собрались ввести земельный налог в 6 тыс. грн для рядовых владельцев земельных паев

Открытие рынка земли в Украине закреплено в законе №2178-10 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». До момента открытия рынка земли 1 июля 2021 года Украина должна принять пакет законов, обеспечивающих материальную, деловую и социальную поддержку сельского населения.

Что увидали специалисты ООН в Украине

В аграрном секторе Украины занято около 3 млн человек, и по подтвержденным данным за 2017 год, аграрное производство составило примерно 10% общего ВВП и 42% общей стоимости экспорта.

В целом в Украине в сельской местности проживает почти 13 млн человек. Но при таком впечатляющем людском потенциале, уровень развития сельских регионов очень низкий. Главный тормозящий фактор – это диспропорция возможностей развития для жителей сел по сравнению с горожанами. Это отрицательно влияет сельскую молодежь, усиливает эмиграцию из села.

В аграрном секторе малого и среднего бизнеса (МСБ) сложилась неравномерная структура собственности, что приводит к низкой производительности субъектов МСБ. В Украине состоянием на 2017 год зарегистрированы около 7 млн землевладельцев, а средняя площадь частных земельных участков составляет 4,2 га. Около 90% землевладельцев арендуют свою землю у первоначальных собственников, получивших земельный пай в ходе приватизации. Сельхозпроизводители-арендаторы берут земельные паи в аренду по более низким ставкам, чем установленные за рубежом. 

По оценкам специалистов ООН, в Украине существуют приблизительно 900 тыс. мелких или семейных фермерских хозяйств. Из этого числа официально зарегистрированы, – то есть доказали право собственности или право распоряжаться землей, – чуть более 7%. Поэтому они работают в неформальном секторе экономики и не могут получить государственную поддержку. 

Низкие арендные ставки на паи первоначальных собственников стимулировали агрохолдинги концентрировать крупные земельные банки. Низкие арендные ставки за землю и дешевизна рабочей силы привлекают системных инвесторов, что позволяет крупным агрохолдингам разворачивать полный цикл производства – от выращивания до переработки. Такие предприятия смогли подписать тысячи индивидуальных договоров аренды и сформировать крупные земельные банки. Предельные размеры арендованных земель в управлении отдельных агрохолдингов составляют приблизительно 700 тыс. га. По итогам 2017 года, топ-70 агрохолдингов использовали в Украине около 8 млн га сельхозземли. 

Чего боятся агрохолдинги?

Главная угроза для крупных арендованных земельных угодий в Украине – опасность фрагментации: желание первоначального собственника вывести из договора аренды свой пай и его продать. Причиной вывода земли из аренды могут быть не только действия конкурентов, соблазнивших собственника значительной суммой, но и простые житейские проблемы, как, например, потребность в деньгах для срочной дорогостоящей операции.

Опасность распада цельного арендованного банка земли заставляет агрохолдинги интенсивно использовать недорогие в производстве однолетние культуры, дающие чувствительный бизнес-эффект. По итогам 2017 года производство таких культур в Украине составило 72% общего объема сельхозпроизводства. Но при этом подобные технологии снижают плодородие земель. 

По мнению специалистов в ООН, крупным агрохолдингам перед вводом свободного рынка земли необходимо разработать программы лояльности арендодателей – первоначальных собственников земельных паев.

Как помочь МСБ?

Решение задачи поддержки украинских аграриев сферы МСБ ложится на государство. Создание разных систем помощи мелким фермерам улучшит социальную атмосферу в сельских местностях Украины, где сейчас большинство людей работает на выживание. Внедрение систем помощи малым фермерам увеличит доступность питания для всех украинцев, сделает сельхозпроизводителей дееспособными и экономически устойчивыми. 

Еще одна фундаментальная цель земреформы в Украине – улучшение землепользования, поддержка мелких фермеров в деле выращиванию ценных культур. Внедрение такой программы поможет обеспечить защиту, восстановление и устойчивое использование экосистем.

Все названные шаги невозможны без обеспечения доступа сельских жителей к правосудию и создания новых институтов, которые этот доступ обеспечат. Эти институты должны быть созданы прозрачно и при широком участии общества.

«Домашнее задание» Украине перед открытием земельного рынка

В «Аналитической справке ООН о земельной реформе в Украине» отмечено, что растущий аграрный сектор играет ключевую роль в устойчивом экономическом и социальному развитии, как села, так и страны в целом.

Мораторий на продажу земель сельхозназначения лишил миллионы владельцев земельных участков конституционного права собственности и стал серьезным препятствием для развития Украины. Вокруг приятия Верховной Радой законопроекта №2178-10 «Об обороте земель сельхозназначения» развернулась острая политическая борьба. И все же Верховной Раде удалось 31 марта 2020 года принять законопроект во втором чтении. 

Представительство ООН считает, что Украине необходимым до ввода свободного рынка земель сельхозназначения 1 июля 2021 года сформировать широкий пакет законов, проводящих земреформу. Причем, их не надо писать с нуля, так называемые «пакетные акты» по земреформе предложены правительством Украины, внесены в парламент и даже прошли рассмотрение в первом чтении. Но далее их рассмотрение пока не движется.

Задача украинских законодателей – создание нормативной базы, которая позволит в условиях свободного земельного рынка приносить пользу землевладельцам, мелким фермерам и местным общинам. Это следует сделать за счет создания прозрачных инструментов финансирования, включая государственную поддержку, беспрепятственного доступа малых фермеров к кредитованию. Также необходимо законодательно ограничить концентрацию земли на правах собственности в руках крупных агрохолдингов. Право аренды сейчас действует, и хотя механизм заключения договоров аренды и их обновления требует модернизации, это пока самый эффективный инструмент землепользования в сельском хозяйстве Украины.

«Открытие рынка земли в Украине следует подкрепить новым дополнительным законодательством, которое введет прозрачную процедуру передачи земель из госсобственности местным общинам, сделает невозможным незаконную раздачу земель на коррупционных началах, введет облегченный доступ малым сельхозпроизводителям к кредитованию. И это не прихоти чиновников международных организаций. Это все положения целей устойчивого развития ООН, к которым присоединилась Украина согласилась выполнить требования указанных пунктов №1, №2, №5, №7, №10, №11, №15 и №16 системы стабильного развития», – отметила координатор ООН в Украине.

Как писал NW ранее, 30 марта 2020 г. на третьем внеочередном заседании парламента народные депутаты завершили рассмотрение поправок к скандальному законопроекту о запуске рынка земли в Украине и во втором чтении одобрили проект решения №2178-10 («О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения»).

После горячих дебатов и провальных голосований за поправки к документу законопроект поддержали 259 нардепов при 226 необходимых.

В апреле земельную реформу подписал президент Украины Владимир Зеленский.

Также NW информировал, что тем временем Верховная Рада Украины поддержала в первом чтении законопроект №3012-2, который, кроме прочего, предусматривает установление порядка приватизации земель государственных сельхозпредприятий и обеспечения сотрудников таких предприятий правом на получение пая.

Константин Макульский


20 Квітня

Розпаковка «Ланцета». Звідки Росія бере технології для свого безпілотника

«Почав усвідомлювати важливість України» – Мережко пояснив, чому Трамп змінив риторику

У Києві викрили масштабну схему відмивання коштів на мільйони гривень

Зеленський увів у дію рішення РНБО щодо обмеження азартних ігор в інтернеті

З новим пакетом допомоги США Україна могла б перехопити ініціативу на фронті – Костенко

Чому прозора пудра краща за звичайну і кому потрібно обов’язково на неї перейти

На Київщині дощі перевищили місячну норму: де опадів випало найбільше

У Офісі президента повідомили про підготовку зустрічі Зеленського з Орбаном

19 Квітня

“Укрзалізниця” заявила про шалені збитки київської електрички

війська РФ націлились на Очеретине, удар ЗСУ по Луганську, що тепер із драмтеатром у Маріуполі

Ще щонайменше сім Patriot чи подібних систем ППО потрібні Україні для оборони – Зеленський

Росія розширює мовлення в окупації: як Україні «глушити» пропаганду?

Всеосяжний, справедливий і стійкий мир для України та всього світу має ґрунтуватися лише на Статуті ООН – Олександр Левченко

«Ще один приклад повної зневаги до людського життя» – в ООН відреагували на удар РФ по Дніпру

Туск закликав польських фермерів відмовитися від блокування кордону з Україною

СБУ затримала помічника Шуфрича: він фінансував росгвардію в Криму

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ