Два двигателя равно…
Недавняя новость о том, что авиакомпания «Константа» купила два двигателя производства «Мотор Сичи» явно не привлекла внимания широкой аудитории. Что такое эти два двигателя на фоне сотен двигателей, которые предприятие поставляет ежегодно? Однако эта покупка на самом деле имеет большее значение, чем кажется на первый взгляд.
Двигатель МС-14 украинские конструкторы разработали, по сути, под легендарный Ан-2, больше известный как «Кукурузник». Который взлетает с пробегом в 200 метров с проселочной дороги и поднимает в небо полторы тонны или 12 пассажиров. Да-да, несмотря на весьма солидный возраст (его начали серийно выпускать 70 лет назад) этот небольшой самолет не просто все еще активно используется по миру, но и остается востребованным. Из произведенных за эти годы 18 тыс. машин несколько тысяч до сих пор «в строю». А значит, в пригодный для дельнейшей эксплуатации фюзеляж можно поставить новый «движок» и продолжить работу.
Все это понимал и проектант, ГК «Антонов», и производитель авиадвигателей, «Мотор Сич». Так что «антоновцы» взялись разрабатывать модернизированный Ан-2, а запорожцы – разрабатывать двигатель. В итоге были представлена новая версия Ан-2-100 с новым двигателем МС-14, который, как говорится на сайте «Мотор Сичи», совместно с воздушным винтом АВ-17 или АВ-36 предназначен для самолетов местных воздушных линий пассажировместимостью до 30 человек. Пару лет назад на этом самолете был поставлен мировой рекорд для воздушных судов такого класса, «выжав» 255 км/ч. Дальность полета увеличилась с 360 до 525 км. В небо Ан-2-100 поднял рекордные для него три тонны груза.
Согласитесь, такие демонстрации – неплохая реклама для самолета, который хотят продолжать эксплуатировать частные авиакомпании как в Украине, так и за рубежом. По оценкам президента «Мотор Сичи» Вячеслава Богуслаева, только в нашей стране модернизация двум сотням Ан-2, а зарубежный рынок значительно больше.
Так вот, начало покупок двигателя МС-14 в Украине – тоже сигнал для других покупателей, в том числе и зарубежных. «Константа» стала первой отечественной авиакомпанией, которая купила двигатели МС-14 для модернизации имеющихся у нее Ан-2. Гендиректор компании Евгений Гаврилов отмечает, что стоит двигатель дешевле, чем зарубежные аналоги, и благодаря новому мотору и новому воздушному винту КПД тех самолетов, что «Константа» эксплуатирует, увеличится в разы. Иностранные самолеты того же класса также стоят дороже, уступая при этом по эксплуатационным характеристикам.
Но особенно «цепляет» новость о покупке двух двигателей украинского производства украинской же компанией потому, что сразу же вспоминается куда более значительный в денежном выражении прошлогодний контракт на покупку за средства госбюджета 55 вертолетов Airbus Helicopters SAS для украинского МВД, это более чем полмиллиарда евро. При том, что в Украине модернизируют вертолеты Ми-8МСБ и Ми-2МСБ, а скоро будет сертифицирован МСБ-2 «Надія».
Понятно, что Евросоюз помог создать максимально выгодные условия для продажи Украине вертолетов своего производства, это низкая кредитная ставка и т.д. Но если вглядываться в будущее, то чьи двигатели будут ставить в эти машины, когда потребуется модернизация? И сколько будет идти на их покупку из того же госбюджета? Будем говорить откровенно: ни украинских авиастроителей, ни производителей авиадвигателей заказами государство не балует. Поэтому, зная об этом, даже такая вот, казалось бы, незначительная новость о покупке парочки «движков» не может не порадовать. Как видите, за ней – целый пласт информации. Хочется верить, что таких вот новостей будет больше. В том числе – о реальной покупке МВД украинских самолетов Ан-178 – пока есть только меморандум о сотрудничестве между МВД и ГП «Антонов». МВД планирует закупить 13 «АНов».
Андрей Муравский, аналитик проекта Fly9999