Країна Новини Суспільство У фокусі

Христиане восточного обряда отмечают Пасху

Христиане восточного обряда отмечают Пасху

В этом году праздник Пасхи – Воскресения Господнего – в восточной традиции празднуется сегодня, 2 мая. Этот праздник наиболее древний и радостный из всех великих праздников церковного года. В этом году он происходит со всеми соблюдениями карантинных ограничений и правил, с онлайн-литургиями.
Святые Отцы Церкви особенно подчеркивают значение и величие этого праздника.

«Пасха у нас – это праздников праздник и торжество торжеств, которое настолько превышает все другие торжества, не только человеческие, но и Христовы, что в его честь происходят, как солнце превышает звезды», – говорится в пасхальном слове святого Григория Богослова.

«Где твое жало? Где твоя аде, победа? Воскрес Христос – и ты провалился. Воскрес Христос – и упали демоны. Воскрес Христос – и радуются ангелы. Воскрес Христос – и жизнь царит. Воскрес Христос – и нет ни одного мертвеца в гробу, потому что Христос воскрес из мертвых и стал первенцем умерших», – так говорит о Воскресении Господа в проповеди на Пасху святой Иоанн Златоуст.

Слово «Пасха» происходит от еврейского «песах», что означает «переход». Речь идет о переходе Господня ангела, которой одной ночью убил всех египетских первенцев, когда фараон не хотел отпустить израильский народ, а перешел мимо (по-еврейски – «песах») дома израильтян, косяки домов которых были помазаны кровью однолетнего ягненка. Слово «Пасха» у евреев означало также ягненок, которого закалывали на Пасху, а потом и сам день праздника в память об освобождении из Египта получил название Пасха.

Для апостолов и первых христиан, как пишет в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, Пасха стала символом другого перехода – двойного перехода Иисуса Христа от жизни к смерти и от смерти к жизни. Первый переход дал основу для крестной, а второй – для воскресной и радостной Пасхи. Апостолы и первые христиане праздновали свою христианскую Пасху в один день с евреями. Но это не было радостным мероприятием, а днем ​​печали и поста, поскольку этот день для первых христиан считался годовщиной Христовых мук и смерти.

Пасхальный агнец евреев стал для христиан прообразом Иисуса Христа, который, как невинный ягненок, принес себя в жертву за грехи всего мира. Поэтому в богослужении его называют пасхальным агнцем или коротко – Пасхой. «Ибо Пасха наша – Христос, принесенный в жертву», – говорит святой апостол Павел (1 Кор. 5, 7).

Во II в. вместе с крестной Пасхой начинает также входить в практику и радостная Пасха в честь Воскресения Христова, которую праздновали в следующее воскресенье после еврейской Пасхи. В связи с двойным празднованием крестной и воскресной Пасхи между христианами начались длительные и упорные прения о самом дне празднования Пасхи, начал меняться и взгляд на сам праздник.

Большинство христиан праздновали Пасху Воскресения Христова в воскресенье, но некоторые христианские общины, прежде всего в Малой Азии, продолжали праздновать Пасху вместе с евреями – 14 Нисана. Такие общины называли «квартодецимани», то есть четырнадцатники.

Собор в Никее (325 г..) прекратил эти споры. Согласно постановлению Собора, все христиане должны праздновать Пасху в тот же день. Таким днем ​​Собор определил воскресенье, после первого полного месяца, после весеннего равноденствия. Если случится так, что на это воскресенье придется и еврейская Пасха, то празднование Пасхи переносится на следующее воскресенье. Чтобы избежать ошибки при определении Пасхального воскресенья, принято также, что епископ Александрии должен сообщать дату Пасхи ежегодно вперед.

В конце IV века ежегодные послания Александрийских епископов были заменены Пасхалиями, которые охватывали большее количество лет. Первая такая пасхалия была объявлена ​​в 388 году Патриархом Тимофеем Александрийским. В 436 году пасхалия была издана уже на 95 лет вперед (с 436 по 531 гг.) одним из его преемников, святым Кириллом Александрийским.

В IV-V вв. празднования Пасхи длятся не один день, а целую неделю, который называют «светлым неделей», в отличие от недели перед Пасхой – «Большой» или «Страстной» недели.

В сборнике церковных законов под названием Апостольские постановления, которые были написаны в Сирии около 380 г., о Светлой неделе сказано так: «Всю Большую и следующую после него неделю пусть слуги не работают, потому что то – это неделя мучений, а та – это неделя Воскресения, и надо слушать науки» (VIII, 33).

Император Феодосий Великий († 395) отменил во время Светлой седмицы ведение судебных расправ, а император Феодосий Младший († 450) запретил театральные и цирковые представления во время всей Светлой седмицы. В Иерусалиме наиболее торжественными были первые три дня Пасхи, которые Восточная Церковь практикует и сегодня.

Шестой Вселенский Собор (691р.) по празднованию Светлой недели постановил: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего новое воскресенье (то есть до Томина воскресенья) верные должны целую неделю непрерывно находиться в святых церквах, в псалмах, и пении, и песнях духовных, радоваться и торжествовать во Христе, внимательно слушать чтение Священного Писания и участвовать в святых Тайнах, потому что таким способом вместе с Христом воскреснем и вместе прославимся. Поэтому в эти дни нельзя устраивать ни скачек, ни других публичных зрелищ (Правило 66).

От 1582 г. Церкви Западной и Восточной традиции празднуют Пасху по разным календарям. Православная и Греко-Католическая Церкви придерживаются юлианского календаря. В соответствии с ним складываются и пасхалии. Римско-Католическая Церковь в 1582 г. перешла на новый календарь, введенный Папой Григорием XIII и известный под названием «григорианского», или «нового стиля».

В связи с этим была введена и новая пасхалия. По григорианскому календарю весна начинается на тринадцать дней раньше юлианского, в результате чего возникает разница в датах празднования Пасхи. Также случается, что в Католической Церкви Пасха приходится вместе с еврейской Пасхой, а иногда – даже и скорее от нее. Вместе с католиками празднуют Пасху по новой пасхалии и западные протестанты. Бывают годы, когда все христиане празднуют Пасху вместе.

Христово Воскресение, как отмечает о. Юлиан Катрий, дает нам неоспоримое доказательство Его божества: «Это фундамент нашей веры, определенный залог нашего воскресения для счастливого вечной жизни». «Ибо наступает время, когда все, кто в гробах, голос Его [Сына Божьего] услышат, и выйдут творившие добро в воскресение жизни. А те, что зло делали, – в воскресение осуждения… Такая ибо воля Моего Отца, чтобы каждый, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную и чтобы я воскресил в последний день» ( Ин. 5, 28-29 и 6, 40).

Христово Воскресение произошло очень рано в воскресенье третьего дня после Его смерти. С тех пор в Церкви существует обычай, напоминающий, что пасхальный пост заканчивается в субботу ночью, а воскресные торжества начинаются в полночь, вскоре после нее, или на рассвете. Так что не было одной практики в всех церквах.

Шестой Вселенский Собор (691 г.) постановил: «Верные, которые проводят дни спасенных страстей в посте, молитве и сокрушении сердца, идолжны заканчивать пост посреди ночи после Великой субботы, потому что божественные евангелисты Матей и Лука, первый словами “после вечера субботы” (28, 1), а второй словами “рано утром” (24, 1) указывают на глубокую ночь» (Правило 89).

Воскресные торжества начинаются обходом вокруг церкви в сопровождении колоколов. Этот обход является символом ходу жен-мироносиц утром в воскресенье Господня гроба. После обхода, перед закрытыми дверями церкви, как перед запечатанным Божьим гробом, начинается воскресная утренняя. Здесь первый раз слышим радостное: «Христос воскресе из мертвых …», – и при пении той же песни священник крестом открывает двери церкви в знак, что Христова смерть открыла нам двери к небу.

Пасхальный привет «Христос воскрес!» первый раз взлетел из уст ангела женам-мироносицам при храме гроба.

Святую Литургию в день Пасхи служат очень торжественно. В Евангелии о том дене сказано о Христовой божественности, потому что как раз Христово Воскресение является лучшим доказательством Его божественности. Когда есть больше священников, то Евангелие читают на нескольких языках, обычно еврейском, греческом и латинском языках, потому что на них было написано на кресте Иисуса, а также и народным языком. Чтение Евангелия на разных языках означает, что Христова наука провозглашается на всех языках и между всеми народами. Когда прекращают читать Евангелие, слышится звук колоколов, является символом провозглашение Христова благовестия всей твари.

В течение целой Светлой седмицы двери в иконостасе остаются все время открытыми в знак того, что Христос своим воскресением открыл нам двери Царствия Божия, как это поем в пасхальном каноне: «… отворив Ты нам райские двери» (Шестая песня).

В день Пасхи на Литургии совершается благословение артоса. Артос с греческого означает «хлеб» – символ хлеба вечной жизни – Господа нашего Иисуса Христа. Артос в течение всей Светлой недели стоит на престоле или на тетраподе. В Светлую субботу после специальной молитвы его раздробляют и раздают верующим в Томино воскресенье.

В период Пятидесятницы, а именно от Пасхи до Сошествия Святого Духа, в знак воскресной радости, не делаем поклонов, не становимся на колени.

Во время празднования Пасхи, а иногда и в течение целой Светлой седмицы целыми днями звонят в колокола в знак победы Иисуса Христа над смертью и адом.

На Пасху также благословляют пищу, которую приносят с собой верные. Непременным атрибутом пасхальной корзины является Пасха… В настоящее время в Светлую седмицу верные также посещают могилы своих родных и близких. Сложилась традиция также во время празднования Пасхи водить гаивки, что часто происходит на церковных дворах.

«Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и тем, что в гробех живот даровав», – причитает тропарь Пасхи, призывая всех радоваться и славить Христа.


7 Вересня

Земельну ділянку на березі річки незаконно передали у приватну власність

МЗС назвало нелегітимними російські вибори в окупованому Криму 

Зеленський повідомив про зустрічі з європейськими лідерами на форумі в Італії

Генконсул України закликав кінофестиваль у Торонто скасувати показ стрічки про російських військових

У столичному метро тестують системи та проводять перевірки: подробиці

Боротьба за мову і Радіо Свобода. Розмова з професором Андрієм Содоморою

Пентагон про залишки коштів для України до кінця вересня

Чому кішка лягає на спину перед господарем: чи означає це, що вона його любить

Литва виділить 10 мільйонів євро на закупівлю української ракети «Паляниця»

Прогнози експертів не відповідають реальності: що буде з електропостачанням взимку

Франція підтримає ініціативу ЄС із військової допомоги Україні за рахунок активів Росії – уряд

6 Вересня

В одному з приватних внз столиці вимагали хабар від абітурієнта

Зеленський обговорив із Шольцем спільне виробництво зброї

Кіберфахівці “ВО TEAM” зірвали виконання держзамовлення рф, паралізувавши іванівську “Антену”

курорти в окупації залишились без бізнесу та відпочивальників

Україна поступово перебирає на себе ініціативу на фронті – Остін

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ