Названы факторы, которые еще сдерживают Путина от нового вторжения в Украину
Глава Службы внешней разведки Валерий Кондратюк не исключает проведения Россией масштабной военной операции с захватом новых украинских территорий, но не осенью 2020 года.
Как передает NW, об этом он написал в своей статье для ZN.UA.
Кондратюк напомнил, что Россия развернула вокруг Украины военную группировку, в которую входят две новые армии и армейский корпус: 20-я армия – уже практически сформирована, включая две дивизии общей численностью около 24 тыс. человек; 8-я армия – около 45 тыс. человек с учетом 1-го и 2-го армейских корпусов на временно оккупированных территориях Донбасса; 22-й армейский корпус – объединение в составе береговых войск ВМФ РФ, насчитывает 9 тыс. военнослужащих. Эти подразделения будут приведены в полную оперативную готовность в ближайшее время.
«Кремль рассматривает собственную армию как инструмент достижения внешнеполитических амбиций, поэтому приказ о вторжении в другое государство – для Москвы только вопрос времени и возможностей», – сказал он.
По данным Кондратюка, уровень вооружения новейшими средствами в стратегических ядерных силах РФ достиг 83%, в воздушно-космических силах – 75%, в воздушно-десантных войсках и военно-морских силах превысил 63%, а в сухопутных войсках – 50%. Уровень оснащенности современными средствами управления в войсках составляет 67%.
В публикации отмечается, что Москва создает долгосрочные угрозы, в том числе развитием новой военной базы возле границ Украины (в г. Ростове, в 60 км от границы) для постоянной дислокации подразделений новой 150-й мотострелковой дивизии ВС РФ.
Для политического давления на Украину и Запад Кремль намерен использовать стратегические военные учения «Кавказ-2020», где будет отработан сценарий нападения на соседние страны. Общее количество войск, задействованных в маневрах, которые состоятся в сентябре нынешнего года, составит как минимум 120 тыс. военнослужащих, 3 тыс. боевых бронированных машин, около 300 самолетов, 250 вертолетов, 50 кораблей и до 5 подводных лодок.
Вероятным сценарием учений является также использование войск для решения вопроса водоснабжения временно оккупированного Крыма. До аннексии материковая Украина обеспечивала до 85% потребностей Крыма в пресной воде, поэтому потенциально ВС РФ могут под надуманным предлогом осуществить марш-бросок вглубь территории Херсонской области с целью установления контроля над дамбой Северо-Крымского канала.
В целом Россия, по данным разведки, превратила полуостров в сплошную военную базу с готовой инфраструктурой для хранения ядерного оружия. С 2016 года активно восстанавливается советская инфраструктура хранения и эксплуатации ядерного оружия вблизи Феодосии (объект «Феодосия-13») и Балаклавы («Сопка»). Под военные цели ориентировано и развитие транспортной инфраструктуры полуострова, а также ее интеграция в единую транспортную систему РФ.
В то же время сейчас, по словам Кондратюка, принятие стратегического решения о проведении в той или иной форме наступательной силовой операции против Украины (в частности в районе Северо-Крымского канала) ограничивают следующие факторы: падение цен на мировых рынках нефти и газа и уменьшение поступлений в российский бюджет; надежды Москвы использовать COVID-19 для перезагрузки отношений с Западом; приближение местных выборов в Украине и намерение Москвы усилить присутствие пророссийских сил в украинском политикуме; отвлечение ресурсов на турецко-российское противостояние в Сирии и Ливии, а также, опосредованно, в рамках армяно-азербайджанского конфликта; местные выборы в РФ в сентябре 2020 года при падении рейтинга доверия к Путину до 23% и рост протестной активности.
От приказа о наступлении Кремль также удерживают также перипетии предвыборной ситуации в США и развитие переговорного процесса по урегулированию ситуации на востоке Украины в Минском и Нормандском форматах. Однако усиление концентрации внимания Соединенных Штатов исключительно на своих внутренних проблемах и ходе переговорного процесса «не по российскому сценарию» существенно повышает готовность Москвы раз пересечь «красную линию», констатируют в СВР.
«Однако, по нашим оценкам, комплексное влияние этих факторов делает для Кремля несвоевременным сценарий военной агрессии против Украины осенью 2020 года. Однако история учит, что Россия никогда не уважала суверенных прав других стран и государственная граница для нее – всего лишь линия на карте», – отмечает автор публикации.
Анализ, проведенный СВР, свидетельствует, что в дальнейшей перспективе активность РФ в отношении Украины «может трансформироваться в масштабную военную операцию с захватом новых украинских территорий». Этому могут способствовать следующие факторы: необходимость отвлечь внимание от ряда внутренних российских проблем (снижение рейтинга российских властей из-за ухудшения жизни населения, стремительное падение экономики, ослабление вертикали власти); необходимость решить социально-экономические проблемы временно оккупированного Крыма (водоснабжение, провал курортного сезона); концентрация внимания ведущих международных партнеров Украины исключительно на собственных внутренних проблемах (сложные избирательные процессы, радикальное обострение социальных, демографических, экономических вопросов, беженцы, терроризм).
Как сообщал NW ранее, по состоянию на начало 2020 г., начиная с 2014 года, военные действия на Донбассе унесли жизни 14 тысяч человек, а общее количество пострадавших достигло 40 тысяч человек.
По данным ООН, общее число жертв среди гражданского населения в 2019 году составило 162 человека, из них 26 убитых и 136 раненых.