Думка Країна Новини Права людини Суспільство

Омбудсмен Денисова предлагает точечно фильтровать чиновников через люстрацию


При применении люстрации к чиновникам, которые не занимали высоких государственных должностей в 2010-2014 годах, надо устанавливать индивидуальную вину.

Про це розповідає NewsWeek

Как передает NW, об этом сказала Уполномоченный ВРУ по правам человека Людмила Денисова, выступая в Конституционном суде.

«Я вижу признаки несогласованности с Конституцией Украины оспариваемых положений Закона Украины «Об очищении власти». Прежде всего ч.1,2 статьи 3 в части распространения ее действия на лиц, не занимавших высоких политических должностей», – цитирует Денисову «Укринформ».

Она отметила, что внедрение в 2014 г. люстрационных процедур публичного очищения власти было обусловлено необходимостью исключения из системы власти лиц, скомпрометировавших себя в качестве политиков и дискредитировавших государственную власть в целом или которые были причастны к дискредитации власти в глазах общества, что могло приводить к нарушению прав и свобод человека.

«Венецианская комиссия в связи с применением таких мер подчеркнула, что демократический порядок должен защищать себя непосредственно через демократическое функционирование своих институтов, реализацию принципа верховенства права и гарантии защиты прав человека. В то же время партийная принадлежность, политические и идеологические причины не должны использоваться в качестве основания для люстрации. Демократическое государство не может и не должно поддаваться желанию отомстить вместо того, чтобы добиваться правосудия. При этом необходимо разграничивать люстрацию как политическую ответственность от юридической ответственности, когда можно было бы говорить о соблюдении принципа индивидуальной ответственности и презумпции невиновности», – отметила Денисова.

Она также добавила, что в законе об очищении власти предусмотрено, что люстрация основывается на принципах презумпции невиновности и индивидуальной ответственности, однако эти принципы не действуют и не применяются в нормах статьи 3 указанного закона, в которой закреплены критерии осуществления очищения власти. Денисова отметила, что в отдельных нормах закона не требуется установления индивидуальной вины.

«Запрет доступа к государственным функциям, который применяется к тем лицам, основан на простом факте – занятие определенной должности в определенный промежуток времени с последующей презумпцией виновности. Однако, в тех случаях, когда люстрация применяется не к высшим политическим должностям в государстве, вина должна быть доказана на основе индивидуальных поступков. В противном случае такие запреты будут сводиться к форме коллективного и дискриминационного наказания, которое несовместимо с нормами в области прав человека. Таким образом законодатель не во всех случаях установления запрета занимать определенные должности закрепил принцип индивидуальной ответственности, то есть предусмотрел в законе об очищении власти и политическую, и индивидуальную ответственность», – сказала Денисова.

Омбудсмен отметила, что этот подход может быть приемлемым в отношении лиц, занимавших высокие должности в коммунистический период и в некоторых важнейших государственных учреждениях во время правления Януковича, высшие должности, а «во всех иных случаях вина должна быть доказана на основе индивидуальных поступков».

Также она отметила, что в отношении юридической ответственности, существуют также определенные проблемные вопросы, в частности относительно публикации персональных данных лиц, к которым применяется люстрация.

«По моему убеждению, имеются признаки неконституционности при внесении на основании ст.7 Закона Украины «Об очищении власти» сведений в Единый государственный реестр лиц, к которым применены люстрационные мероприятия. Так, в сведения о лицах, которые не занимали высоких политических должностей и вина относительно их незаконных действий и бездействия не подтверждена судом, являются персональными данными и их обнародование должно происходить с учетом решения суда», – сказала она.

В противном случае, как добавила Денисова, нарушается баланс частных и публичных интересов в демократическом обществе и конституционные положения, гарантируют право человека на приватность, ст. 32 Конституции Украины.

Как писал NW ранее, Европейский суд по правам человека признал закон «Об очищении власти» (люстрации) в Украине, который начал действовать в октябре 2014 года, нарушающим права человека.


20 Липня

ФГВФО виставив на продаж активи шести банків на понад 84 млн грн

ЄС затвердив 18-й санкційний пакет проти росії: нові обмеження на нафту, газ і судна

В Україні створять аналог департаменту DOGE для оптимізації держвитрат

Олександр Усик нокаутував Даніеля Дюбуа та став абсолютним чемпіоном світу

19 Липня

Ільхам Алієв закликав Україну не погоджуватися на окупацію своїх територій

Україна працює над новим етапом обміну полоненими з рф — Зеленський

ГУР повністю знищило інформаційні системи «Газпрому» під час масштабної кібератаки

Зеленський анонсував нові санкції, переговори з рф та нагороди героям

У кремлі згадали спалення Києва 1169 року як «об’єднання російських земель»

Який розмір пенсії отримають українці із середньою зарплатою у 2025 році

Спецпризначенці ГУР ліквідували трьох кадирівців у тилу окупованої Запорізької області

Вартість оренди житла в Україні зросла: рекордне подорожчання у великих містах і у Києві

Підлітки з Бердянська посмертно нагороджені орденом Свободи за мужність

Ярослава Магучіх вперше за три роки залишилася без медалі Діамантової ліги

Сибіга закликав росію депортувати українців безпосередньо через кордон з Україною

На Лонг-Айленді чоловік загинув, потрапивши в МРТ-апарат через металевий ланцюг

БІЛЬШЕ НОВИН