Украина теряет инвестиционную привлекательность
Индекс инвестиционной привлекательности Украины упал до 2,4 баллов из пяти возможных за второе полугодие 2020 года. Как передает NW, об этом сказано в экспертном исследовании Европейской бизнес ассоциации (ЕБА).
Результаты индекса демонстрируют беспрецедентное снижение настроений руководителей иностранных и украинских компаний-членов ЕБА. Отмечается, что настолько низкий показатель индекса был зафиксирован впервые с 2013 года.
Большинство руководителей (78%) считают текущий инвестиционный климат неблагоприятным, и этот показатель существенно увеличился с начала года – на 16%. Еще 16% респондентов считают текущий инвестиционный климат нейтральным. Только 6% опрошенных считают инвестиционный климат благоприятным.
В то же время 66% директоров заметили ухудшение инвестиционного климата по сравнению с предыдущими 6 месяцами, еще 29% убеждены, что условия ведения бизнеса не претерпели изменений, и только 5% считают, что они несколько улучшились.
Отмечается также ухудшение прогнозов на следующие полгода. Только 10% СЕО надеются на улучшение инвестиционного климата в течение следующих 6 месяцев (в начале года таких было 15%). 45% опрошенных считают, что инвестклимат не претерпит изменений в следующие полгода, и еще 45% прогнозируют, что условия ведения бизнеса в Украине еще больше ухудшатся.
Половина директоров считают, что новым инвесторам будет невыгодно заходить в Украину в течение следующих 6 месяцев, 12% придерживаются противоположного мнения, 38% не определились с ответом.
Среди позитива бизнес-лидеры все же выделили относительно быстрое восстановление экономики после спада вследствие карантина, контролируемую инфляцию, снижение учетной ставки, стабильный курс национальной валюты, упрощение валютных операций, либерализация рынка земли, внедрение государственных е-сервисов.
Среди негативных факторов – кризис судебной власти и отсутствие верховенства права, отсутствие сдвигов в борьбе с коррупцией и значительное влияние теневой экономики, введение ограничительных мер, нестабильность налогового законодательства, ситуация вокруг КСУ, угроза прекращения сотрудничества с МВФ, усложнение взаимодействия с налоговой и таможней, контролирующими и правоохранительными органами.
Определены также задачи на следующий, 2021 год – перезагрузка судебной системы, деолигархизация власти, развитие эффективной и независимой антикоррупционной инфраструктуры, избавления от бюрократии, снижение административного и налогового давления на бизнес, назначение проевропейских реформаторов на государственные должности, восстановление и поддержание сотрудничества с международными финансовыми институтами, реформа правоохранительных органов и результативная борьба с контрабандой, в том числе за счет усиления фискализации, установление равных правил игры для бизнеса.