Думка Країна Новини Права людини Суспільство

Омбудсмен Денисова предлагает точечно фильтровать чиновников через люстрацию

Омбудсмен Денисова предлагает точечно фильтровать чиновников через люстрацию

При применении люстрации к чиновникам, которые не занимали высоких государственных должностей в 2010-2014 годах, надо устанавливать индивидуальную вину.

Как передает NW, об этом сказала Уполномоченный ВРУ по правам человека Людмила Денисова, выступая в Конституционном суде.

«Я вижу признаки несогласованности с Конституцией Украины оспариваемых положений Закона Украины «Об очищении власти». Прежде всего ч.1,2 статьи 3 в части распространения ее действия на лиц, не занимавших высоких политических должностей», – цитирует Денисову «Укринформ».

Она отметила, что внедрение в 2014 г. люстрационных процедур публичного очищения власти было обусловлено необходимостью исключения из системы власти лиц, скомпрометировавших себя в качестве политиков и дискредитировавших государственную власть в целом или которые были причастны к дискредитации власти в глазах общества, что могло приводить к нарушению прав и свобод человека.

«Венецианская комиссия в связи с применением таких мер подчеркнула, что демократический порядок должен защищать себя непосредственно через демократическое функционирование своих институтов, реализацию принципа верховенства права и гарантии защиты прав человека. В то же время партийная принадлежность, политические и идеологические причины не должны использоваться в качестве основания для люстрации. Демократическое государство не может и не должно поддаваться желанию отомстить вместо того, чтобы добиваться правосудия. При этом необходимо разграничивать люстрацию как политическую ответственность от юридической ответственности, когда можно было бы говорить о соблюдении принципа индивидуальной ответственности и презумпции невиновности», – отметила Денисова.

Она также добавила, что в законе об очищении власти предусмотрено, что люстрация основывается на принципах презумпции невиновности и индивидуальной ответственности, однако эти принципы не действуют и не применяются в нормах статьи 3 указанного закона, в которой закреплены критерии осуществления очищения власти. Денисова отметила, что в отдельных нормах закона не требуется установления индивидуальной вины.

«Запрет доступа к государственным функциям, который применяется к тем лицам, основан на простом факте – занятие определенной должности в определенный промежуток времени с последующей презумпцией виновности. Однако, в тех случаях, когда люстрация применяется не к высшим политическим должностям в государстве, вина должна быть доказана на основе индивидуальных поступков. В противном случае такие запреты будут сводиться к форме коллективного и дискриминационного наказания, которое несовместимо с нормами в области прав человека. Таким образом законодатель не во всех случаях установления запрета занимать определенные должности закрепил принцип индивидуальной ответственности, то есть предусмотрел в законе об очищении власти и политическую, и индивидуальную ответственность», – сказала Денисова.

Омбудсмен отметила, что этот подход может быть приемлемым в отношении лиц, занимавших высокие должности в коммунистический период и в некоторых важнейших государственных учреждениях во время правления Януковича, высшие должности, а «во всех иных случаях вина должна быть доказана на основе индивидуальных поступков».

Также она отметила, что в отношении юридической ответственности, существуют также определенные проблемные вопросы, в частности относительно публикации персональных данных лиц, к которым применяется люстрация.

«По моему убеждению, имеются признаки неконституционности при внесении на основании ст.7 Закона Украины «Об очищении власти» сведений в Единый государственный реестр лиц, к которым применены люстрационные мероприятия. Так, в сведения о лицах, которые не занимали высоких политических должностей и вина относительно их незаконных действий и бездействия не подтверждена судом, являются персональными данными и их обнародование должно происходить с учетом решения суда», – сказала она.

В противном случае, как добавила Денисова, нарушается баланс частных и публичных интересов в демократическом обществе и конституционные положения, гарантируют право человека на приватность, ст. 32 Конституции Украины.

Как писал NW ранее, Европейский суд по правам человека признал закон «Об очищении власти» (люстрации) в Украине, который начал действовать в октябре 2014 года, нарушающим права человека.


26 Липня

Киянам нагадали про ціну втрат української спадщини (ФОТО)

Зеленський заявив про «хорошу динаміку» ракетної програми України

в Угорщині погрожують блокувати кошти Фонду миру, поки Україна не дозволить транзит нафти «Лукойлу»

Вязкости масла

як підприємства в окупації працюють на потреби армії РФ

Богдан Шевчук: легендарний командир, який змінює хід війни

У НАТО відреагували на падіння уламків російського дрона у Румунії

У Києві анонсували зміни на транспортних розв’язках

Легалізації захоплених українських територій військовим шляхом мабуть не відбудеться – Олександр Левченко

Делегація України відмовилася від участі в засіданні Радбезу ООН під головуванням Росії – коментар

Погане самопочуття після масажу – це норма: 7 симптомів, через які не варто перейматися

Зеленський анонсував «більше інформації» щодо розслідування вбивства Фаріон завтра

Відключень світла, опалення та води не уникнути: хто зимою опиниться у гірших умовах

Залежні від Росії. Як Угорщина і Словаччина сваряться з Україною через російську нафту?

Пройти «між крапельками» національної безпеки та релігійної свободи. Що відбувається із забороною УПЦ (МП)?

Очільник Пентагону про російські й китайські військові літаки біля Аляски: «це не стало несподіванкою»

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ