В фокусе Мнение Публикации Страна Экономика

Перегретый двигатель «Мотор Сичи»

Поделиться

Перегретый двигатель «Мотор Сичи»

Двигатель завода «Мотор Сич» грозит перегреться и умолкнуть. При этом руководство страны этого как будто не замечает, что звучит этот двигатель уже по-другому.

Сейчас вопрос контроля над «Мотор Сичью» обсуждается на самом высоком уровне и вышло даже за пределы самой Украины. Казалось бы, каким боком к предприятию государство вообще – много лет назад, еще в 90-е, «Мотор Сич» была приватизирована (последние 20% акций были проданы в 2000-м), и чаще всего фигурировала в СМИ уже с фамилией нового владельца – Вячеслава Богуслаева, который, к тому же, ею и руководил. Сам он, правда, уверял, что владеет 16% акций. Что же произошло и почему запорожский завод теперь даже на устах президента Украины Владимира Зеленского, который недавно заявил, что «Мотор Сич» нужно сохранить?

 «Мотор Сич» – очень крупный производитель двигателей для авиатехники, и если у него возникают серьезные проблемы – государство получает головную боль в виде целой армии безработных и недосчитывается налогов. Для понимания: на нескольких предприятиях, объединенных под брендом «Мотор Сич», работает около 25 тысяч человек. «Мотор Сич» входит в сотню крупнейших налогоплательщиков Украины, и в прошлом году (не лучшем для компании) перечислил государству более 877  млн грн.

И вот вдруг выяснилось, что этот промышленный гигант, который государственной собственностью уже не является, теперь уже не является и собственностью Вячеслава Богуслаева. Более того – у «Мотор Сичи» появились иностранные акционеры, которые при этом просят государство Украина разрешить сконцентрировать контрольный пакет акций в руках одной китайской компании. Вот тут-то и поднялся шум, украинские правоохранители бросились проводить расследование, а государственные мужи сели в конце-концов за стол переговоров с частным бизнесом, чтобы решить, как дальше быть.

Китайцы действовали в рамках украинского законодательства, но при этом, очевидно, решили, что надежнее купить предприятие все мелкими пакетами – при любой смене власти так его проще. В общем-то, стандартная бизнес-уловка. Для покупки крупного пакета акций пришлось бы сразу обратиться в Антимонопольный комитет Украины. Чтобы не привлекать внимания, несколько юридически не связанных между собой китайцев приобрели ряд офшорных компаний, связанных с Вячеславом Богуслаевым, которые, соответственно, владели акциями «Мотор Сичи». И только после того, как в их руках оказалось более 75% акций, китайские Skyrizon и Xinwei обратились июне 2017 года в АМКУ за разрешением сконцентрировать более 50% акций «Мотор Сичи». Речь шла о том, чтобы весь пакет акций был юридически закреплен за компанией Xinwei. Она связанна с известным китайским миллиардером Ван Цзином.

Китайцы наверняка понимали, что это вызовет резонанс и повлечет за собой серьезное расследование АМКУ. Но, судя по всему, недооценили украинскую государственную систему, и что «на каждую хитрую гайку найдется болт с резьбой». После подачи заявки в АМКУ, Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело, заподозрив ни много, ни мало – «диверсию» и «подготовку к преступлению». Поскольку речь идет о предприятии, которое хоть и частное, но на самом деле имеет важное значение для обороноспособности Украины (двигатели на боевых вертолетах, военно-транспортных самолетах и т.д.), СБУ решила убедиться, что его не пытается взять под контроль враг. Доказательств преступления найти не удалось (хотя досудебное расследование все еще длится). Но зато удалось на два года заблокировать какую-либо деятельность с акциями «Мотор Сичи». Согласно решению суда по ходатайству СБУ, акционеры не могут провести собрание, назначить представителей в наблюдательный совет, получить дивиденды и т.д.

После длительных переговоров между китайскими покупателями и представителями украинской власти было решено, что «Укроборонпром» бесплатно получит в собственность 25% акций, в госбюджет Украины поступит 2,8 млрд. грн., а также будет обеспечен ряд социальных гарантий для сотрудников предприятия.

И 27 апреля 2018 года государство Украина, в лице «Укроборонпром» и группа компаний Xinwei и Skyrizon подписали соглашение о сотрудничестве. Государство вроде как максимально обеспечило свои интересы, разрешая иностранцам владеть «Мотор Сичью». У него будет блокирующий пакет акций с расширенным правом вето, позволяющий контролировать важные решения, которые принимаются акционерами, китайская сторона обязуется сохранить рабочие места и т.д. И если обязательства выполняться не будут, государство законно получит под контроль уже 40% акций. Кроме того, при системном невыполнении обязательств инвестором становится обоснованной уже даже национализация «Мотор Сичи».

Однако даже при наличии этой сделки между Xinwei и Skyrizon и «Укроборонпромом» украинский Антимонопольный комитет не спешит принять окончательное решение, разрешить ли сконцентрировать китайской стороне 50% акций «Мотор Сичи».

«Мы изучаем этот вопрос: не нарушает ли это монопольное законодательство, и кто будет реальным бенефициаром? Ведь, по закону, не понимая, кто будет владеть компанией, мы имеем право отклонить заявление. Кто знает, может за, условно говоря, Skyrizon, Xinwei стоит кто-то один, а они – номинальные владельцы», – заявил глава АМКУ Юрий Терентьев

«Все главные доказательства по делу мы собираем из иностранных юрисдикций. Мы сейчас пробуем собирать доказательства в рамках международного сотрудничества. Источники для установления истины могут быть разные», – сказал он в недавнем интервью. Правда, «пробуем собирать» звучит как-то неубедительно – АМКУ занимается вопросом долгенько.

Президент Украины Владимир Зеленский также говорит о необходимости разобраться в ситуации. «Тут не приоритет в том, какая страна может быть партнером Украины в «Мотор Сичи». Наш приоритет, чтобы у нас осталось предприятие. Изучить, кто хотел (я сейчас не о китайцах, они платили деньги) «распилит» стратегическое предприятие Украины. Мы это должны изучить и потом – как решать вопрос, с китайскими партнерами, потому что там очень сложная история», – заявил он.

Пакет договоров вступит в силу, а акции перейдут на счет «Укроборонпрома» только после одобрения АМКУ и пакет акций переведут на счет «Укроборонпрома» украинские хранители акций. Пока же у китайцев так и нет полноценного контроля над «Мотор Сичью», как нет его и у государства Украина, которое пока не получила его акции.

Казалось бы, что ж тут страшного: ждали китайцы решения АМКУ два года – подождут еще, не магазинчик же покупают, а огромный завод, какая тут спешка? Однако, опять-таки «вдруг» выяснилось, что у Ван Цзина финансовые проблемы, что многих разочаровало – какой же смысл тогда отдавать ему «Мотор Сич»? Но все не так просто, и в речи Зеленского это проскользнуло: китайские посредники, которые должны сформировать контрольный пакет для Ван Цзина и Skyrizon, покупали офшорные компании за кредитные средства, полученные в китайских банках, в том числе – в China Development Bank (CDB). Арест акций «Мотор Сичи» пошатнул позиции Xinwei на Шанхайской бирже – ее акции упали в цене. Xinwei остановила торги на Шанхайской бирже еще в конце 2016 года в связи с планируемой реорганизацией (поглощение Skyrizon после концентрации акций «Мотор Сич»). Компания не была на листинге более двух с половиной лет. СМИ пишут, что Ван Цзин на грани банкротства.

Если кредиторы начинают взыскивать долги, они в международных судах будут добиваться взыскать с должника имущество. Первым делом получат контроль над тем, что есть в самом Китае. Это, в частности, недостроенный завод в Чунцине, которые Ван Цзин стал строить после подписанного в 2016 году договора с «Мотор-Сичью» с расчетом на дальнейшее расширение производства и сборке части двигателей уже на территории самого Китая. Далее же CDB получит контроль над офшорными компаниями-владельцами пакетов акций «Мотор Сичи». И найти какой-то компромисс украинским властям предстоит уже с новыми акционерами.

Разница только в том, что Ван Цзин строил дальновидные планы именно на продвижение украинских авиационных двигателей на китайском рынке. Частный инвестор хотел составить конкуренцию китайскому государственному производителю – созданием собственных двигателей занимается Китайская государственная корпорация авиационных двигателей (АECC), в которой задействовано 80 тыс. специалистов. Потребности в двигателях у Китая большие, так что на свой кусок рынка китайский инвестор надеяться имел все основания. Будет ли желание заниматься подобным бизнесом у банкиров? Более вероятной выглядит версия, что они захотят от полученных за долги акций и объектов просто избавиться, продав их тем, кто занимается этим профильно. И вот здесь уже не факт, что попадет все это в «хорошие руки»: украинские двигатели составляют конкуренцию, например, российским, которые также продаются в Китай.

Было бы неправильно говорить, что у «Мотор Сичи» перспективы работы на китайском рынке были только со Skyrizon. Да, крупнейший рынок сбыта для него после разрыва отношений с Россией – именно Китай и только он. Запорожские двигатели поступали в Поднебесную еще с советских времен. После распада СССР продажи не остановились. На 2018-2019 годы, например, был контракт на 25 авиадвигателей АИ-25ТЛК для учебных самолетов. Но, в отличие от частного китайского инвестора, государственная АECC никаких инвестиций в украинский завод делать не станет. У нее задача создать собственный продукт, с которым она справляется пока недостаточно успешно – качество страдает (хотя это вопрос уже нескольких лет, технологический разрыв сокращается).

Несомненно, на завод, который Ван Цзин стал строить на китайской территории, уехала бы часть нынешних специалистов «Мотор Сичи». Но и здесь продолжалось бы развитие, в том числе – в силу инвестиционных обязательств. Без инвестиций, в том числе – в новые разработки, украинской компании будет трудно оставаться конкурентоспособной. А это более десяти миллиардов гривен ежегодно. При том, что деньгами из госбюджета на ремонт, модернизацию и покупку новых двигателей сама Украина обеспечить необходимые «Мотор Сичи» объемы обеспечить не в состоянии. Для понимания: госзаказ составлял всего несколько процентов от всего дохода компании. Собственно, «Мотор Сич» было в перечне предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Но правительство в своем постановлении №83 «Об утверждении перечня объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства» от 04 марта 2015 года его туда уже не включило. Предприятие даже не включили в госстратегию развития авиастроительной отрасли.

Напомним, тем временем ранее Рада разрешила привлекать частный капитал в стратегические крупные госпредприятия.

Андрей Муравский, аналитик проекта #Fly9999


    17 января

    ООС: зафиксирован один обстрел со стороны боевиков

    Скандал с иконой: Додик обвинил Кулебу в “некомпетентности и распространении лжи”

    Денисова заявила, что готова содействовать возвращению пленных с ОРДЛО и “без посредничества”

    Оля Полякова выставила горячие кадры в мини-бикини

    В МОН рассказали, когда школьники вернутся к полноформатному обучению

    Минсоцполитики говорит, что уже перечислило деньги на субсидии за январь

    В ЦИК заявили, что на Донбассе невозможно провести местные выборы в марте этого года

    Мировая киноиндустрия в результате пандемии потеряла 7 миллиардов долларов

    16 января

    Экс-канцлер Германии Шредер впервые раскритиковал Кремль и признал аннексию Крыма “нарушением права”

    Жена Монатика показала роскошную грудь в неглиже

    Peugeot и Fiat Chrysler объединились в один из крупнейших в мире автоконцернов

    В Крыму практически пересохло семь водохранилищ

    Украина отправила на экспорт уже 27,2 млн тонн зерновых

    Экс-сканцлер ФРГ Шредер: ни один российский президент не вернет Украине Крым

    Зеленский провел кадровые перестановки в СБУ

    ПФУ: на пенсии января ушло уже почти 27 млрд грн, все идет по графику

    БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ