Украинских морских пограничников усилят десятками сверхсовременных катеров на 137 млн евро
Фото: ОСЕА
В Николаеве 22 июля 2020 года Украина и Франция подписали ряд документов, положивших начало реализации совместного проекта «Стратегическое сотрудничество между Украиной и Французской Республикой в области промышленного, экономического и партнерства в сфере безопасности».
Как передает NW, об этом говорится в сообщении пресс-службы Кабинета министров Украины.
Программа франко-украинского сотрудничества включает проект усиления системы морской безопасности и охраны границы Украины. Главная компонента этого проекта – обеспечение Государственной пограничной службы Украины двумя десятками современных патрульных катеров. Из них 15 единиц будут построены для Украины во Франции на верфи государственной компании ОСЕА. Еще пять катеров будут построены в Украине на судостроительно-судоремонтном заводе (ССЗ) «НИБУЛОН» в Николаеве.
В ходе официальной церемонии были подписания два документа. Первый – контракт между Государственной пограничной службы Украины и французской компаний ОСЕА о строительстве 20 патрульных катеров по программе поддержки морской безопасности и охраны Украины. С украинской стороны этот документ подписал начальник Государственной пограничной службы Украины Сергей Дейнеко, с французской – главный исполнительный директор компании ОСЕА Ролан Жосар.
Вторым подписанным документом стал договор о взаимопонимании между компаниями «НИБУЛОН» и ОСЕА. Его скрепили подписями гендиректора компаний, соответственно Алексей Вадатурский и Ролан Жосар.
Стоимость проекта составляет EUR 136,5 млн. Из этой суммы 85% финансирования обеспечат правительство Франции и ведущие европейские банки. Оставшиеся 15% финансового наполнения обеспечит Украина, используя из госбюджета средства фонда финансирования МВД. Полное выполнение проекта запланировано на 2024 год, а ввод первого корабля в состав Морской охраны Государственной пограничной службы Украины – на 2021 год. Эти условия определены в соглашении от 19 ноября 2019 года, подписанном в Париже главами МВД Украины и Франции. Парламенты обеих стран ратифицировали соглашение в марте 2020 года.
Предметом подписанных договоров стал патрульный катер проекта FPB 98 MKI. Это 32-х метровый корабль с корпусом и надстройкой из морского алюминия – сплава высокой коррозийной стойкости. Водоизмещение корабля – 100 тонн, максимальная скорость до 35 узлов. Дальность хода 1200 миль при скорости 12 узлов. Экипаж – 14 человек. Малая осадка позволяет катеру действовать на мелководье. Также FPB 98 MKI несет несколько RIB-boats – быстроходных катеров с твердым днищем и надувными бортами. Эти плавсредства обеспечивают осмотровые, спасательные и иные операции экипажа на воде вне корабля.
Как отметил в ходе церемонии в Николаеве главный исполнительный директор ОСЕА Ролан Жосар, модель FPB 98 MKI стала бестселлером производства – Франция заключила контракты на их поставку в станы Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. Этот тип судов выделяют функциональность, надежность и экономичная эксплуатация.
По данным сайта Ukrainian Military Pages, компания ОСЕА поставила катера FPB 98 MKI в Алжир, Бенин, Нигерию и Суринам. Известно, что алжирцы заказали на свои катера автоматическую 30-мм артустановку DS30B производства Великобритании. На официальном сайте ОСЕА помещено фото вооруженной версии катера именно с этой артсистемой.
Катера украинского заказа, как построенные во Франции, так и в Николаеве, получат артсистему и пулемет украинского производства.
Катера FPB 98 MKI предназначены для охраны границы, специальных наблюдательных операций, противодействию разведывательным и диверсионным группам, проведению экологического и экономического надзора. Также FPB 98 MKI можно применяться для спасательных операций.
Почему для реализации украинской строительной квоты французы выбрали актив компании «НИБУЛОН»? Посол Франции в Украине Этьен де Понсен пояснил это тем, что французская сторона убедилась в том, что ССЗ «НИБУЛОН» является «ведущим эффективным и современным предприятием Украины».
Согласно данным пресс-службы «НИБУЛОН», судостроительно-судоремонтный завод компании ведет полнокомплектные строительстве судов длинной до 140 метров, выполняя собственными силами все виды работ по корпусу и судовому оборудованию.
С начала работы в 2013 году ССЗ «НИБУЛОН» ежегодно спускал на воду по несколько судов: буксиров, перегрузчиков, самоходных и несамоходных барж, плавкранов, дноуглубителей. Только за 2018-2019 годы ССЗ построил 8 судов, в том числе самый крупный в своем классе (140 м) плавкран-перегрузчик зерновых NIBULON MAX.
Важным фактором выбора завода в Николаеве было и то, что катера FPB 98 MKI делают из алюминиевого сплава. Независимой Украине в наследство от СССР досталось единственное предприятие с «алюминиевой морской технологией» – феодосийский СЗ «Море». В 2014 году завод стал недоступен Украине из-за оккупации Крыма Россией.
Как отметил в ходе церемонии в Николаеве глава МВД Украины Арсен Аваков, участок украинской границы требует усиления на воде. Дело в том, что в оккупированном Крыму остались 19 украинских пограничных кораблей и катеров. А большинство кораблей в составе Морской охраны Госпогранслужбы Украины, – а среди них около двух десятков судов, ушедших из Крыма,- устаревшие и требуют обновления.
В ходе реализации этого проекта Украина получит новые современные корабли и технологии. В дальнейшем это позволит самостоятельно обслуживать новые корабли на украинских предприятиях, а также развивать собственное производство на базе современных технологий.
Как писал NW ранее, тем временем в июле президент Украины Владимир Зеленский дал задание командующему Военно-морских сил контр-адмиралу Алексею Неижпапе полностью оснастить флот ракетным вооружением.
Константин Макульский