Думка Економіка Країна

Управление рисками в банках: что нужно знать бизнесу, чтобы успешно работать с банком

Управление рисками в банках: что нужно знать бизнесу, чтобы успешно работать с банком

«Национальный банк Украины «применил меры воздействия» к трем банкам за нарушение законодательства в сфере финансового мониторинга», «НБУ оштрафовал крупный банк ненадлежащее исполнение банком обязанности по управлению рисками» – такие новости в последнее время нередко попадаются на глаза: регулятор приучает банки к более глубокому подходу к построению и функционированию системы управления рисками. О том, что это означает на практике в своей колонке для NW рассказала Юлия Курило – адвокат, эксперт по международному корпоративному праву.

Юлия Курило

Еще 25 мая 2017 Нацбанк постановлением снял с себя ответственность за выявлением признаков отмывания средств и финансированию терроризма, возложив ее на коммерческие банки. НБУ изменил «Положение об осуществлении банками финансового мониторинга»: если ранее для подтверждения происхождения доходов было достаточно декларации о доходах, то «риск-ориентированный подход» дал право банку требовать от клиентов куда больше документов и подтверждающей информации.

Своим постановлением правления №64 от 11 июня 2018 года НБУ ужесточил требования к организации системы управления рисками в банках. Тогда сообщалось, что утверждение положения об организации системы управления рисками в банках учитывают лучшую международную практику. НБУ требовал от банков большей включенности советов банков в создание «мощной культуры управления рисками», ужесточил требования к полномочиям, компетенции и независимости подразделений по управлению рисками и контролю за соблюдением требований (комплаенс).

Положение определяет требования, направленные на обеспечение надлежащего управления рисками с применением модели трех линий защиты: первая – на уровне бизнес-подразделений банка и подразделений поддержки деятельности банка, вторая – на уровне подразделения по управлению рисками и подразделения контроля за соблюдением норм (комплаенс), третья – на уровне подразделения внутреннего аудита по проверке и оценке эффективности функционирования системы управления рисками.

В свою очередь банки, будучи под таким усиленным вниманием со стороны НБУ, ужесточают требования к своим клиентам. К чему нужно быть готовым бизнесу во взаимоотношениях с банками?

НБУ проводит проверки по вопросам предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Особо часто он наказывал банки за то, что те недостаточной мерой анализировали финансовые операций клиентов. Например, внимание регулятора привлекла рисковая деятельность одного из банков в сфере финансового мониторинга. Другим банкам средства клиентов перечислялись по договорам инкассации и клиенты получали от юрлиц в основном в виде переуступки прав требования и оплаты по договорам факторинга.

НБУ выявил факты проведения клиентами банка финансовых операций по переводу средств, «характер и последствия которых дают основания полагать, что они могут быть связаны с легализацией криминальных доходов, конвертацией безналичных средств в наличные». Деньги поступали на счета группы клиентов банка от контрагентов, часть из которых была клиентами другого банка, по которому Нацбанк установил факт рисковой деятельности в сфере финмониторинга. Операции проводились на основании документов с недостоверной информацией или же подтверждающих документов не было вообще. Деньги по счетам этих компаний буквально за несколько дней после зачисления перечислялись другим компаниям, и назначение платежа отличалось от того, по которому деньги зачислялись на счета. Что и дало основания регулятору заподозрить, что эти клиенты банка​​ перераспределяли финансовые потоки, полученных от контрагентов за один вид товаров и услуг для дальнейшего перечисления средств другим контрагентам за иные товары или услуги, а счета были звеном в цепи для безналичного перечисления через несколько финучереждений.

Чтобы избежать предупреждений и штрафов со стороны регулятора, финучереждение должно проверять контрагента, с которым его клиент подписал контракт (деньги могут отмываться с помощью фиктивных операций, когда компании оплачивают «однодневкам» несуществующие услуги).

Сегодня банки особое внимание обращают на такие признаки фиктивности, как незначительный уставный капитал или то, что по адресу компании значительное количество юрлиц. Подозрения могут возникнуть, если один человек является и владельцем, и руководителем предприятий, или нет других сотрудников компании, кроме руководителя, а также же то, что юрлица из группы клиентов банка осуществляют деятельность не больше года со дня их госрегистрации.

Транзакция может не пройти, если банк будет знать о частых изменениях в учредительных документах финансовой компаний. Например, если часто меняются руководители или руководитель и конечный бенефициар меняются перед открытием счета в банке. Свидетельством фиктивности являются одинаковые IP-адреса у некоторых предприятий и их контрагентов. И даже то, что счета большинства юрлиц из группы клиентов открыты в одном отделении банка, особенно – если это произошло приблизительно в один и тот же короткий промежуток времени.

Неприятности с НБУ могут быть, если банк «не замечает», что его клиент неоднократно перечисляет средства за границу как предварительную оплату конрагенту, который нарушает или не выполняет условия внешнеэкономического договора, что можно выяснить из публичных источников. От банков также ждут, что они будут сообщать контролирующим органам о крупных переводах, клиентах, которые делают переводы без открытия счета, берут в аренду сейфы и прочее.

НБУ требует от банков при осуществлении идентификации обращать внимание на принадлежность клиентов к национальным публичным деятелям, их близким лицам или лицам, связанным с национальными общественными деятелями.

Чтобы избежать больших штрафов НБУ, банки должны принимать все возможные меры, чтобы получить всю необходимую информацию о клиенте, его способности вести финансовую деятельность, выяснить суть финансовых операций. От клиента могут требовать дополнительные объяснения, документы и сведения, которые касаются финансовых операций.

Впрочем, в ближайшем будущем и банки, и бизнес могут получить послабление: Кабинет министров предложил Верховной Раде внести изменения в закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Количество признаков, по которым будут выявлять подозрительные операции, уменьшится с 17-ти до 4-х.

Если законопроект будет принят, банки не обязаны будут выяснять происхождение денег при проведении операций до 400 тыс. грн. Пока нижняя планка – 150 тыс. грн. Правда, что качается операций с наличкой, то сделки от 50 тыс. грн обязательно нужно проводить через банки. Это порадует мелких предпринимателей, которые, опасаясь дотошных расспросов и т.д., разбивают крупные платежи на несколько частей.

В то же время законопроект усиливает требования к раскрытию конечных бенефициарных собственников компаний и санкции за нарушение этих требований: максимальный штраф составит 10 млн. необлагаемых минимумов (170 млн грн) доходов граждан, а не 1% суммы зарегистрированного уставного капитала, как это предусмотрено сейчас.

Напомним, ранее NW писал о том, что в НБУ называли главные причины, почему украинские банки не снимают с паузы кредитование.

Андрей Муравский


26 Квітня

з якою метою і як це може вплинути на війну Росії проти України

Міноборони Естонії заявляє про передачу Україні двох патрульних катерів

Міністра Сольського звільнили з-під варти – Мінагропрод

Майже 30 ударів ножем: на Київщині чоловік напав на знайомого

21-е засідання «Рамштайну» відбудеться 26 квітня

ВАКС вирішив взяти Сольського під варту з можливістю внесення застави

9 помилок у щоденному догляді, які прискорюють старіння шкіри

Викрили міжнародний канал контрабанди наркотиків до України під виглядом дитячих іграшок

Компанія, пов’язана з сім’єю президента Узбекистану, заробила мільйони доларів на контрактах з урядом (розслідування)

тисячі українців незаконно утримуються Росією на окупованих територіях

25 Квітня

У Києві не демонтуватимуть колишню Арку дружби народів: у чому причина

«Складне питання». У Держдепартаменті США відповіли, чи допомагатимуть Україні повертати чоловіків із-за кордону

Київським учням та освітянам надаватимуть психологічну допомогу у випадку надзвичайних ситуацій

All4Ukraine активно допомагає українським військовим на усій лінії зіткнення

Усі підрядники міноборони РФ платять “відкати”: Олександр Левченко про гучні арешти офіцерів Путіна

Дуров анонсував зміни в Telegram для українських користувачів

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ