Актуально Думка Країна Публікації Суспільство

В Украине новации администрирования НДС усиливали госконроль и создавали проблемы бизнесу: отчет Совета бизнес-омбудсмена

В Украине новации администрирования НДС усиливали госконроль и создавали проблемы бизнесу: отчет Совета бизнес-омбудсмена

В Украине борьба с уклонением от НДС пережила несколько этапов. Каждая из принятых новаций дала государству новые возможности администрирования НДС, но при этом каждый раз возникали новые вызовы бизнесу. Причем, несмотря на все новшества, в Украине остались актуальными и традиционные инструменты противодействия «махинациям» с НДС – налоговые проверки на предприятиях, а также отказы и задержки налоговиков с возмещением НДС.

Как передает NW, такие данные содержит системный отчет Совета бизнес-омбудсмена Украины, «Администрированию налогов, которые платит бизнес».

В истории администрирования НДС в Украине выделяют три основных этапа:

– Ведение Единого реестра налоговых накладных (ЕРНН) – 2011 г.

– Создание Системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость (СЭА НДС), построенной по принципу уплаты НДС заранее в бюджет (депонирование НДС) – 2015 г.

– Создание Системы мониторинга критериев оценки рисков (СМКОР) – 2017 г.

Читайте также – Табачников вынудили заплатить 0,5 млрд грн штрафа за сговор

Со времени создания в Украине ЕРНН в 2011 году, постепенно расширялась база предприятий, регистрировавших свои налоговых накладные (НН) в реестре ЕРНН.

Супер-реестр – ЕРНН

Масштабы ЕРНН иллюстрируют такие данные: в период с 1 июля 2017 по 30 сентября 2017 года было подано на регистрацию почти 63 млн налоговых накладных и обязательно сопровождающих их расчетов/корректировок (НН/РК), то есть – около 21 млн в месяц. Если взять в расчет 20 операционных дней в месяц и 12 операционных часов в течение одного операционного дня, то численность поступлений в ЕРНН за названый период составит около 1,050 млн накладных в день, а в час это 87,5 тыс. документов.

Работа электронного ЕРНН позволила налоговикам, даже не выходя на документальные проверки, анализировать все операции по НДС, которые происходят в Украине, и выявлять движение подозрительного («схемного») НДС.

Данные из ЕРНН налоговики использовали при проверках бизнеса, для разоблачения заявок на НДС по фиктивным операциям. В качестве санкции налоговики уменьшали плательщикам безосновательно полученный налоговый кредит, доначисляли НДС и применяли штрафы.

Также базу данных ЕРНН отрабатывала налоговая милиция во время криминальных расследований, в частности против организаторов «конвертационных центров».

Читайте также – Как в Украине «конвертаторы» обдирают главный бюджетообразующий налог: битва за НДС

Далее ЕРНН стал базой для развития администрирования НДС – создания СЕА и запуска СМКОР. С их запуском администрирование НДС заключается в том, что государство через налоговую службу побуждает всех субъектов бизнеса незамедлительно регистрировать каждую НН/РК в реестре ЕРНН. В Налоговом кодексе Украины (НКУ) закреплено правило»: если поставщик не зарегистрировал НН/РК в ЕРНН – то покупатель не имеет права на налоговый кредит по НДС.

Также украинские законодатели перестраховались и закрепили в НКУ предельные сроки регистрации НН/РК (до конца текущего месяца – для выписанных в первой половине месяца, и до 15-го числа следующего месяца – для выписанных во второй половине). Также предусмотрены штрафы за несвоевременную регистрацию НН/РК.

В Совете бизнес-омбудсмена отмечают, что согласно статье 120-1 НКУ, ответственность за своевременную регистрацию НН/РК полностью лежит на налогоплательщике. При этом не учтено, что налогоплательщик может лишь подать НН/РК на регистрацию. Собственно, регистрация НН/РК – это уже прерогатива налоговой службы. Адвокаты настаивают, что предусмотренные статьей 120-1 НКУ штрафы вообще нельзя применять к налогоплательщикам – ведь регистрацию НН/РК осуществляют не они, а налоговая служба.

Также адвокаты отмечают, что текущая редакция статьи 120-1 НКУ игнорирует ситуации, когда просрочка или отсутствие регистрации НН/РК в ЕРНН произошли не по вине налогоплательщика, а по вине налоговой службы. Совет бизнес-омбудсмена неоднократно встречался с жалобами на подобные ситуации.

Примеры из практики Совета бизнес-омбудсмена Украины

Кейс №1. Несвоевременная регистрация ряда НН из-за противоправного расторжения налоговиками договора о признании электронных документов

В конце 2015 года киевское предприятие, оперирующее в сфере ремонта и технического обслуживания летательных аппаратов («жалобщик») узнало, что налоговая разорвала с ним договор о признании электронных документов. Без такого договора предприятие лишено возможности представить любую электронную отчетность, а также зарегистрировать ПН/РК по своим деловым операциям.

Предприятие обратилось в суд, который летом 2016 г. удовлетворил его иск: расторжение налоговой договора признал противоправными и обязал фискалов считать ПН/РК налогоплательщика зарегистрированными датой их представления.

Однако год спустя, в декабре 2017 года, жалобщик все равно получил от киевских налоговиков извещение о штрафе на124 тыс. грн. за несвоевременную регистрацию НН/РК, которые суд признал действительными с даты первой подачи в налоговую. В ходе дальнейшего судебного спора налоговая настаивала: если есть факт несвоевременной регистрации НН/РК – то должен быть и штраф. История закончилась удачно для предприятия: налоговая служба прислушалась к аргументам жалобщика и Совета бизнес-омбудсмена. Спорное налоговое уведомление-решение (НУР) было отменено по результатам административного обжалования.

Технические проблемы у налоговиков, а штрафы у плательщиков

Для бизнеса почти всегда оборачиваются штрафами ситуация, когда своевременной регистрации их НН/РК в едином реестре (ЕРНН) мешают технические проблемы в электронной системе налоговиков, в том числе – сбои и перегрузки на сервере.

Совет бизнес-омбудсмена в общем воспринимает подход ГФС Украины, требующий от бизнеса веские доказательства своевременной доставки НН/РК на сервер налоговой. Если таких доказательств нет, наступает ответственность плательщика за несвоевременную регистрацию.

При этом Совет бизнес-омбудсмена фиксировал случаи, когда плательщики подавали веские доказательства несвоевременной регистрации НН/РК из-за проблем на сервере фискалов. Но аргументы плательщиков налоговики почти всегда не принимали.

Кейс № 2. Несвоевременная регистрация НН, вызванная перегрузкой сервера ГФС Украины 15 января 2019 г.

В Совет бизнес-омбудсмена обратилось киевское предприятие, торгующее в розницу компьютерной техникой («жалобщик»). 14 января 2019 г. за день до предусмотренного законом предельного срока, жалобщик подал на регистрацию свою НН/РК. Согласно прямой норме (абзац 13 пункта 201.10 статьи 201 НКУ), если в течение операционного дня отправителю накладной не направлена квитанция из налоговой, что его накладная принята, непринята или ее регистрация остановлена – такую НН/РК считают зарегистрированной в ЕРНН.

В этом случае налогоплательщик только через два дня, (16 января 2019 г.) получил квитанцию об отказе в принятии НН/РК из-за того, что у него по недостаточный размер регистрационного лимита в системе СЕА НДС.

По утверждению жалобщика, подкрепленному информацией из его электронного кабинета, регистрационный лимит предприятия в системе СЕА на момент подачи НН/РК на регистрацию (14 января 2019 г.) был достаточным. Задержку с обработкой своей НН/РК, жалобщик связал с тем, что 15 января 2019 г. прошла перегрузка сервера ГФС Украины, о которой потом было сообщено на официальном сайте фискальной службы.

Читайте также – Сложная фискальная система Украины лишает бизнес 60% рабочих часов в году: отчет Совета бизнес-омбудсмена

17 января 2019 г. жалобщик подал спорную НН/РК на регистрацию повторно и ее зарегистрировали. Но в ноябре 2019 г. налоговики известили жалобщика о штрафе в размере 78 тыс. грн за просрочку регистрации на два дня.

Аргумент жалобщика – распечатки электронной квитанции, присланная с сервера ГФС и подтверждающая, что НН/РК действительно была доставлена на сервер 14 января 2019 г., а обработана только 16 января 2019 г. налоговая служба не приняла и оставила санкцию в силе.

Ожидание новых проблем бизнеса через налоговое рвение законодателей

В офисе Совета бизнес-омбудсмена напряженно ждут накопления фактов, которые вызовет действие Закона Украины № 466-IX от 16.01.2020 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве».

Этот документ вступил в силу 23.05.2020 г.

Закон № 466-IX ввел новшество, которое усложнит решение спорных вопросов между налоговой и бизнесом. В законе № 466-IX прямо закреплено, что ответственность, предусмотренная статьей 120-1 НКУ, наступает независимо от наличия вины налогоплательщика.

Читайте также – Украинские фискалы специально делают виноватым добросовестный бизнес: квартальный отчет бизнес-омбудсмена

Также в законе № 466-IX технические сбои как основание для освобождения от ответственности (подпункт 42-1.10 и подпункт 129.9.5 НКУ), отнесены к работе электронного кабинета налогоплательщика. А этот инструмент представляет собой только лишь программный интерфейс, через который происходит представление налогоплательщиком НН/РК на регистрацию. При этом законодатели совсем не учли технические ошибки и сбои на оборудовании, которым оперирует налоговая служба.

Рекомендации Совета бизнес-омбудсмена

Для защиты законных интересов налогоплательщиков в случаях, когда вовремя поданные ими НН/РК своевременно не регистрируются по вине контролирующих органов, Совет рекомендует:

1. Министерству финансов Украины и Государственной налоговой службе Украины – разработать и представить на утверждение Кабмина проект дополнений к Порядку ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабмина 29 декабря 2010 года №1246. Если это по каким-то причинам невозможно, то следует разработать и принять отдельный нормативно-правовой акт, который урегулирует практическое применение положении, прописанных в абзаце 13 пункта 201.10 статьи 201 НКУ.

В любом случае, должна быть введена процедура, по которой налогоплательщик сможет обратиться в налоговую с заявлением о том, что поданная им на регистрацию НН/РК не была своевременно обработана. К такому заявлению обязательно подаются соответствующие доказательства. Рассмотрев заявление, налоговая служба принимает решение о корректировке даты регистрации НН/РК в ЕРНН. Этой датой указывается документально подтвержденная дата первого представления накладной на регистрацию.

Константин Макульский


17 Квітня

Топ-5 міст за ціною на квартири у новобудовах: на якому місці Київ

Як Росія досі використовує у зброї західні технології. Приклад винищувача Су

Стефанчук зустрівся із польським колегою Головнею

Захід не має допустити, щоб «вбивчий план» Путіна переміг – Шаппс відреагував на дані про втрати РФ

Мобілізаційний закон набере чинності 18 травня – «Голос України» оприлюднив текст

У “Київтеплоенерго” зробили важливу заяву щодо відсутності послуг: деталі

В Україні виготовлятимуть складові для малих модульних реакторів – Міненерго

Лідери кількох комітетів Палати представників США схвалили план Джонсона щодо допомоги

Мобілізація: на Київщині готують чоловіків перед фронтом (Фото)

Чехія і партнери зобов’язалися надати кошти для купівлі 500 тисяч снарядів для України

16 Квітня

У Києві збираються продати ТРЦ Ocean Plaza: що потрібно знати мешканцям

Колишнього першого заступника секретаря РНБО Гладковського оголосили в розшук – САП

як окупанти перебудовують драмтеатр у Маріуполі. Що з тілами загиблих?

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Малина по 2 тис. грн, харчі для VIP`ів, березовий фреш та інші цікавинки: як виживають культові київські ринки (фото)

Мобілізаційний закон переданий на підпис Зеленському

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ