Думка Економіка Країна Публікації Технології У фокусі

Даешь космос: кто поддержит «Южмаш»

Даешь космос: кто поддержит «Южмаш»

Единственное в Украине предприятие с полным циклом создания ракет-носителей, «Южный машиностроительный завод им. Макарова», испытывает сложности. Так, как оно находится в числе крупнейших предприятий Украины, у которых образовалась задолженность по зарплатам. По последним данным – около 134 млн грн, при том, что на нем работает почти пять тысяч сотрудников, передает NW.

Впрочем, сегодня для предприятия вырисовываются и светлые перспективы. Так, парламентского комитета по вопросам экономического развития рекомендовал Кабмину разработать и вынести на утверждение космическую программу и предусмотреть финансирование. Комитет выступает за то, чтобы включить КБ «Южное» и «Южмаш» в список предприятий, которым запрещено отключать электроснабжение, и предлагает реструктуризировать налоговую задолженность «Южмаша» для финансового оздоровления предприятия. Эти рекомендации были выработаны во время выездного заседания парламентского комитета, которое состоялось в Днепре. На нем присутствовали также представители Государственного космического агентства (ГКАУ), Министерства обороны, Офиса президента, крупных предприятий отрасли, Днепропетровской облгосадминистрации.

Глава обладминистрации Александр Бондаренко заявил о готовности выделить из областного бюджета миллион долларов на софинансирование запуска украинского спутника. Как уточнил глава парламентского комитета Дмитрий Наталуха, с руководством ГКАУ, КБ «Южное», Днепровской ОГА и областного совета, договорились о реальности и возможности запуска первого украинского спутника уже в 2021 году. Сам спутник, по заверению КБ “Южного”, уже есть, и общая стоимость его запуска оценивается в десять миллионов долларов. Финансирование этого проекта должны инициировать Минэкономики и Космическое агентство. Правда, все, как обычно, упирается в госфинансирование, которое могут на практике в конце концов и не выделить.

В то же время помимо государственного финансирования «Южмаш» рассчитывает на поступления от выполнения контрактов для частных заказчиков. Осенью прошлого года было объявлено о партнерстве «Южмаша» с американской аэрокосмической компанией Firefly Aerospace. Украинское предприятие получило предварительный заказ, оцениваемый в $15 млн., на производство 100 камер сгорания, 500 агрегатов автоматики и 40 турбонасосов, которые будут использованы для строительства ракет. Сами ракеты будут строиться в США, где и находится штаб-квартира Firefly Aerospace. Хотя, по инициативе владельца этой компании – Максима Полякова, – в Днепре был открыт R&D-центр.

Firefly Aerospace разрабатывает сверхлегкие транспортные ракеты-носители, которые предназначены для запуска малых спутников и способны выводить до тонны на низкую околоземную орбиту и 500 кг – на высокую. Стоимость запуска составит примерно $15 млн, что значительно дешевле запуска существующих ракет, поскольку те рассчитаны на более тяжелые грузы. Вдобавок, клиентам не придется подстраиваться под запуски тяжелых носителей. В начале года провела испытания четырех двигателей Reaver прежде чем запустить ракету. Коммерческие запуски ракет-носителей Firefly Alpha проданы наперед.

По данным сайта ain.ua, в Днепре производят заготовки и проводят испытания. Например, для первой ракеты Alpha на заводе разработали и произвели электропневмоклапаны для пневмоблока двигателя и пневмоуправляемые клапаны для подачи компонентов топлива. И для огневых испытаний строится специальные стенд.

По словам директора завода Firefly Aerospace в Днепре Александра Дондика, здесь работает 200 человек — проектанты, инженеры-конструкторы, технологи, токари, фрезеровщики, слесари и испытатели. В большинстве это сотрудники, которых пригласили из КБ «Южное» и «Южмаша».

Сотрудничеству украинского госпредприятия с иностранной частной компанией поспособствовал принятый осенью прошлого года закон №1071 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия развитию космической деятельности и привлечения инвестиций в космическую отрасль Украины». Верховная Рада Украины разрешила частным компаниям наравне с государственными заниматься космической деятельностью, разрабатывать испытывать и запускать ракеты-носители, а также вести внешнеэкономическую деятельность в космической сфере.

В комитете Верховной Рады подчеркивают, что ведется стратегическая работа. «Южмаш» готов производить хоть тракторы, хоть троллейбусы. Но производить он должен ракеты. В 2014 году, когда началась война и экономика падала в пропасть, космическая деятельность получила из бюджета около 3 млрд грн. А в более благополучных 2018 и 2019 годах — 600-700 млн грн. Финансирование сократилось в четыре раза. Эту ситуацию нужно изменить. Космическая сфера должна получать госзаказ. А у государства должна появиться стратегия развития ракетно-космической отрасли, и мы работаем над этим», – говорит заместитель главы комитета Дмитрий Кисилевский.

Обсуждается вопрос корпоратизации государственных космических предприятий. Преобразования их в акционерные общества должно привлечь в отрасль стратегические инвестиции. На частный бизнес, к слову, делает в дальнейшем ставку и ГКАУ, которое ранее разработало новую пятилетнюю космическую программу, согласно которой с 2021 года, Украина собирается ежегодно запускать по спутнику дистанционного зондирования Земли. На выполнение программы агентство планирует получить 27 млрд. грн, из них только 4 млрд из госбюджета, все остальное – инвестиции и деньги международных космических проектов.

Также возможно создание украинского аэрокосмического концерна, который объединит компании из космической сферы и авиации.

«Сейчас мы в комитете разрабатываем «Промышленную повестку дня», которая предусматривает ряд мероприятий и законодательных инициатив, которые позволят украинским промышленным предприятиям максимально оперативно стабилизироваться во время кризиса или, по крайней мере облегчат их работу», – говорит Дмитрий Наталуха.

И уточняет, что речь идет, в частности, о создании индустриальных парков, локализации производства, преференциях для национальных производителей при государственных закупках, а также о доктрине экономической безопасности.

Напомним, ранее NW сообщал, что в Украине долги по зарплате перевалили за 3 млрд грн.

Андрей Муравский, руководитель проекта #Fly9999


29 Березня

Данілов продовжить роботу на дипломатичному напрямку – Зеленський

На Київщині можна буде отримати безкоштовні послуги: подробиці

Кулеба вважає тісні зв’язки Індії з Росією «радянською спадщиною» – FT

Україна підписала угоду з США щодо відтермінування виплат за держборгом

У Києві та області працювали нелегальні АЗС з контрафактним пальним

Пиріг зі смородини нашвидкуруч із літніми заготовками

уряд має знайти «фінансову основу» для роботи Служби зовнішньої розвідки

28 Березня

“Patriot” потрібні тут і зараз, для захисту людських життів – Олександр Левченко

Куди піти у Києві: найцікавіші події цих вихідних

кому та як вдалося отримати компенсацію за програмою «єВідновлення»

Міноборони Німеччини повідомило про новий пакет військової допомоги для України

Представник Мінінфраструктури України розповів про два основних питання, які обговорили у Польщі. Ексклюзив

у Варшаві відбулися переговори урядів України та Польщі

у Польщі завершилися переговори щодо розблокування кордону – вони тривали 6 годин

У Київській області перейменували населені пункти: нові назви

Блендер: ваш надежный помощник для приготовления еды

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ