Думка Економіка Країна Публікації У фокусі

Перегретый двигатель «Мотор Сичи»

Перегретый двигатель «Мотор Сичи»

Двигатель завода «Мотор Сич» грозит перегреться и умолкнуть. При этом руководство страны этого как будто не замечает, что звучит этот двигатель уже по-другому.

Сейчас вопрос контроля над «Мотор Сичью» обсуждается на самом высоком уровне и вышло даже за пределы самой Украины. Казалось бы, каким боком к предприятию государство вообще – много лет назад, еще в 90-е, «Мотор Сич» была приватизирована (последние 20% акций были проданы в 2000-м), и чаще всего фигурировала в СМИ уже с фамилией нового владельца – Вячеслава Богуслаева, который, к тому же, ею и руководил. Сам он, правда, уверял, что владеет 16% акций. Что же произошло и почему запорожский завод теперь даже на устах президента Украины Владимира Зеленского, который недавно заявил, что «Мотор Сич» нужно сохранить?

 «Мотор Сич» – очень крупный производитель двигателей для авиатехники, и если у него возникают серьезные проблемы – государство получает головную боль в виде целой армии безработных и недосчитывается налогов. Для понимания: на нескольких предприятиях, объединенных под брендом «Мотор Сич», работает около 25 тысяч человек. «Мотор Сич» входит в сотню крупнейших налогоплательщиков Украины, и в прошлом году (не лучшем для компании) перечислил государству более 877  млн грн.

И вот вдруг выяснилось, что этот промышленный гигант, который государственной собственностью уже не является, теперь уже не является и собственностью Вячеслава Богуслаева. Более того – у «Мотор Сичи» появились иностранные акционеры, которые при этом просят государство Украина разрешить сконцентрировать контрольный пакет акций в руках одной китайской компании. Вот тут-то и поднялся шум, украинские правоохранители бросились проводить расследование, а государственные мужи сели в конце-концов за стол переговоров с частным бизнесом, чтобы решить, как дальше быть.

Китайцы действовали в рамках украинского законодательства, но при этом, очевидно, решили, что надежнее купить предприятие все мелкими пакетами – при любой смене власти так его проще. В общем-то, стандартная бизнес-уловка. Для покупки крупного пакета акций пришлось бы сразу обратиться в Антимонопольный комитет Украины. Чтобы не привлекать внимания, несколько юридически не связанных между собой китайцев приобрели ряд офшорных компаний, связанных с Вячеславом Богуслаевым, которые, соответственно, владели акциями «Мотор Сичи». И только после того, как в их руках оказалось более 75% акций, китайские Skyrizon и Xinwei обратились июне 2017 года в АМКУ за разрешением сконцентрировать более 50% акций «Мотор Сичи». Речь шла о том, чтобы весь пакет акций был юридически закреплен за компанией Xinwei. Она связанна с известным китайским миллиардером Ван Цзином.

Китайцы наверняка понимали, что это вызовет резонанс и повлечет за собой серьезное расследование АМКУ. Но, судя по всему, недооценили украинскую государственную систему, и что «на каждую хитрую гайку найдется болт с резьбой». После подачи заявки в АМКУ, Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело, заподозрив ни много, ни мало – «диверсию» и «подготовку к преступлению». Поскольку речь идет о предприятии, которое хоть и частное, но на самом деле имеет важное значение для обороноспособности Украины (двигатели на боевых вертолетах, военно-транспортных самолетах и т.д.), СБУ решила убедиться, что его не пытается взять под контроль враг. Доказательств преступления найти не удалось (хотя досудебное расследование все еще длится). Но зато удалось на два года заблокировать какую-либо деятельность с акциями «Мотор Сичи». Согласно решению суда по ходатайству СБУ, акционеры не могут провести собрание, назначить представителей в наблюдательный совет, получить дивиденды и т.д.

После длительных переговоров между китайскими покупателями и представителями украинской власти было решено, что «Укроборонпром» бесплатно получит в собственность 25% акций, в госбюджет Украины поступит 2,8 млрд. грн., а также будет обеспечен ряд социальных гарантий для сотрудников предприятия.

И 27 апреля 2018 года государство Украина, в лице «Укроборонпром» и группа компаний Xinwei и Skyrizon подписали соглашение о сотрудничестве. Государство вроде как максимально обеспечило свои интересы, разрешая иностранцам владеть «Мотор Сичью». У него будет блокирующий пакет акций с расширенным правом вето, позволяющий контролировать важные решения, которые принимаются акционерами, китайская сторона обязуется сохранить рабочие места и т.д. И если обязательства выполняться не будут, государство законно получит под контроль уже 40% акций. Кроме того, при системном невыполнении обязательств инвестором становится обоснованной уже даже национализация «Мотор Сичи».

Однако даже при наличии этой сделки между Xinwei и Skyrizon и «Укроборонпромом» украинский Антимонопольный комитет не спешит принять окончательное решение, разрешить ли сконцентрировать китайской стороне 50% акций «Мотор Сичи».

«Мы изучаем этот вопрос: не нарушает ли это монопольное законодательство, и кто будет реальным бенефициаром? Ведь, по закону, не понимая, кто будет владеть компанией, мы имеем право отклонить заявление. Кто знает, может за, условно говоря, Skyrizon, Xinwei стоит кто-то один, а они – номинальные владельцы», – заявил глава АМКУ Юрий Терентьев

«Все главные доказательства по делу мы собираем из иностранных юрисдикций. Мы сейчас пробуем собирать доказательства в рамках международного сотрудничества. Источники для установления истины могут быть разные», – сказал он в недавнем интервью. Правда, «пробуем собирать» звучит как-то неубедительно – АМКУ занимается вопросом долгенько.

Президент Украины Владимир Зеленский также говорит о необходимости разобраться в ситуации. «Тут не приоритет в том, какая страна может быть партнером Украины в «Мотор Сичи». Наш приоритет, чтобы у нас осталось предприятие. Изучить, кто хотел (я сейчас не о китайцах, они платили деньги) «распилит» стратегическое предприятие Украины. Мы это должны изучить и потом – как решать вопрос, с китайскими партнерами, потому что там очень сложная история», – заявил он.

Пакет договоров вступит в силу, а акции перейдут на счет «Укроборонпрома» только после одобрения АМКУ и пакет акций переведут на счет «Укроборонпрома» украинские хранители акций. Пока же у китайцев так и нет полноценного контроля над «Мотор Сичью», как нет его и у государства Украина, которое пока не получила его акции.

Казалось бы, что ж тут страшного: ждали китайцы решения АМКУ два года – подождут еще, не магазинчик же покупают, а огромный завод, какая тут спешка? Однако, опять-таки «вдруг» выяснилось, что у Ван Цзина финансовые проблемы, что многих разочаровало – какой же смысл тогда отдавать ему «Мотор Сич»? Но все не так просто, и в речи Зеленского это проскользнуло: китайские посредники, которые должны сформировать контрольный пакет для Ван Цзина и Skyrizon, покупали офшорные компании за кредитные средства, полученные в китайских банках, в том числе – в China Development Bank (CDB). Арест акций «Мотор Сичи» пошатнул позиции Xinwei на Шанхайской бирже – ее акции упали в цене. Xinwei остановила торги на Шанхайской бирже еще в конце 2016 года в связи с планируемой реорганизацией (поглощение Skyrizon после концентрации акций «Мотор Сич»). Компания не была на листинге более двух с половиной лет. СМИ пишут, что Ван Цзин на грани банкротства.

Если кредиторы начинают взыскивать долги, они в международных судах будут добиваться взыскать с должника имущество. Первым делом получат контроль над тем, что есть в самом Китае. Это, в частности, недостроенный завод в Чунцине, которые Ван Цзин стал строить после подписанного в 2016 году договора с «Мотор-Сичью» с расчетом на дальнейшее расширение производства и сборке части двигателей уже на территории самого Китая. Далее же CDB получит контроль над офшорными компаниями-владельцами пакетов акций «Мотор Сичи». И найти какой-то компромисс украинским властям предстоит уже с новыми акционерами.

Разница только в том, что Ван Цзин строил дальновидные планы именно на продвижение украинских авиационных двигателей на китайском рынке. Частный инвестор хотел составить конкуренцию китайскому государственному производителю – созданием собственных двигателей занимается Китайская государственная корпорация авиационных двигателей (АECC), в которой задействовано 80 тыс. специалистов. Потребности в двигателях у Китая большие, так что на свой кусок рынка китайский инвестор надеяться имел все основания. Будет ли желание заниматься подобным бизнесом у банкиров? Более вероятной выглядит версия, что они захотят от полученных за долги акций и объектов просто избавиться, продав их тем, кто занимается этим профильно. И вот здесь уже не факт, что попадет все это в «хорошие руки»: украинские двигатели составляют конкуренцию, например, российским, которые также продаются в Китай.

Было бы неправильно говорить, что у «Мотор Сичи» перспективы работы на китайском рынке были только со Skyrizon. Да, крупнейший рынок сбыта для него после разрыва отношений с Россией – именно Китай и только он. Запорожские двигатели поступали в Поднебесную еще с советских времен. После распада СССР продажи не остановились. На 2018-2019 годы, например, был контракт на 25 авиадвигателей АИ-25ТЛК для учебных самолетов. Но, в отличие от частного китайского инвестора, государственная АECC никаких инвестиций в украинский завод делать не станет. У нее задача создать собственный продукт, с которым она справляется пока недостаточно успешно – качество страдает (хотя это вопрос уже нескольких лет, технологический разрыв сокращается).

Несомненно, на завод, который Ван Цзин стал строить на китайской территории, уехала бы часть нынешних специалистов «Мотор Сичи». Но и здесь продолжалось бы развитие, в том числе – в силу инвестиционных обязательств. Без инвестиций, в том числе – в новые разработки, украинской компании будет трудно оставаться конкурентоспособной. А это более десяти миллиардов гривен ежегодно. При том, что деньгами из госбюджета на ремонт, модернизацию и покупку новых двигателей сама Украина обеспечить необходимые «Мотор Сичи» объемы обеспечить не в состоянии. Для понимания: госзаказ составлял всего несколько процентов от всего дохода компании. Собственно, «Мотор Сич» было в перечне предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Но правительство в своем постановлении №83 «Об утверждении перечня объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства» от 04 марта 2015 года его туда уже не включило. Предприятие даже не включили в госстратегию развития авиастроительной отрасли.

Напомним, тем временем ранее Рада разрешила привлекать частный капитал в стратегические крупные госпредприятия.

Андрей Муравский, аналитик проекта #Fly9999


17 Травня

Мешканці Києва перешкоджали мобілізації: подробиці справи

Бої на Харківщині: наступальні дії росіян не стали несподіванкою для Сил оборони України

КБФ проведе онлайн-дискусію щодо конфіскації російських активів

Фіцо був поміркований і не міг зрівнятися з “яструбами” з Москви. Тому це може бути операція РФ – Олександр Левченко

На напрямку Вовчанська «вдалося додати впевненості», але обстріли тривають – Зеленський

16 Травня

Підприємства Київщини отримали найбільше коштів на розвиток

МЗС Данії анонсує новий пакет допомоги Україні на понад 800 мільйонів доларів

Омбудсмен прокоментував нову постанову Кабміну щодо депортованих дітей

як захищають південь від наступу армії РФ

розвідка США вважає, що РФ залишається «найактивнішою іноземною загрозою для виборів»

Студент столичного вишу постане перед судом: що він скоїв (ФОТО)

День вишиванки. Історія вишивальниці-переселенки з Донеччини, яка береже старі практики

Кулеба обговорив із Блінкеном «шляхи пришвидшення» військової допомоги США

Сейм Польщі схвалив зміни до закону про допомогу біженцям з України

У Київській області реєструють на отримання дров: умови

політика США щодо обмеження ударів по об’єктах у РФ підриває здатність України захищатися від наступу на Харківщині

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ