Актуально Економіка Країна Публікації Технології

Марина Слободниченко, партнер юридической компании Kairos Group: «Верю, что в игорном сегменте не будет коррупции, иначе мы не достигнем тех целей, которые государство ставит»


В Украине после законодательной легализации игорного бизнеса появились предпосылки для развития цивилизованного рынка гемблинга (Гемблинг – от англ. Gambling, игра на деньги — это общее обозначение азартных игр, результат который полностью или в большей части зависит от удачи).

Про це розповідає NewsWeek

По оценкам экспертов, сейчас в гемблинге с многомиллиардными оборотами первенство держит Европа — с показателем 53% от всемирного рынка. За ней устойчиво разместился азиатский регион и Ближний Восток. У США около 11% рынка, 7% — у Океании и Австралии.

О нюансах индустрии в Украине и перспективах ее развития NW  в эксклюзивном интервью рассказала партнер компании Kairos Group Марина Слободниченко.

– Как шаги по легализации игорного бизнеса в Украине стимулируют развитие гемблинга? Каким образом может Украина стать европейским хабом по гемблингу?

– Стимулировать развитие гемблинга в принципе не этично. Да и этот бизнес, как такой, стимулов не требует. Государство не должно стимулировать развитие игр на деньги априори. Ключевые задачи государства, во-первых, легализовать, во-вторых, установить понятные всем правила и в-третьих, контролировать игорный бизнес. Первый шаг уже сделан: легализация совершена. Она сама по себе уже является очень сильным стимулом для развития игорного бизнеса в Украине. С начала 2021 года де-факто заработал рынок гемблинга и операторы индустрии стали получать лицензии.

В итоге, на сегодняшний день мы имеем 12 интернет-казино, 6 казино, 7 залов игровых автоматов, 3лицензии на покер в интернете и одна лицензия на букмекерство. Очевидно, это только начало, которое еще немного сдерживается определенными барьерами, существующими на сегодняшний день.

Если же говорить о форсировании игорного бизнеса, то следует акцентироваться на стимулировании определенных процессов, которые связаны с его легализацией.

– Что Вы имеете в виду?

– Например, рассмотрим три вектора – общественность, государство и бизнес. В каждом из них есть позиции, которые необходимо активизировать.  В обществе важно стимулирование ответственного отношения к игре и формирование у игрока самой культуры игры.

 В государственном векторе – повышать меры по безопасности граждан, пресекая теневой, не легальны игорный сектор, форсировать нормативную регуляцию бизнеса. Очень важна борьба с теневым сектором. Пока я не вижу, чтобы в Украине велась активная борьба с нелегальными казино, а это необходимо и обществу, и бизнесу.

Безусловно, также необходимо дальше на государственном уровне внедрять правильные и понятные для бизнеса регуляторные нормы, делая это более оперативно. К примеру, уже более полугода мы находится в состоянии ожидания самого важного норматива – ставки налога на доход с игорной деятельности.

– Что в таком случае стимулировать бизнесу?

– Бизнес, в принципе, и так знает, как вести свою деятельность, как оперировать. Но для него тоже есть задачи.

Во-первых, это – развитие кадрового потенциала. Сейчас на рынке это проблема. Достаточно мало профессионалов именно здесь в Украине в данном секторе.

Во-вторых, внедрять правила ответственной игры у себя в компании. Сейчас все говорят о развитии responsible gaming (это чуть ли не тема №1). Но если напрямую задать вопрос операторам, а как конкретно они внедряют такие принципы, не уверена, что многие из них применяют множество стратегий в политике своих компаний. Они обязаны делать это в силу закона, должны это делать даже в рамках своей внутренней политики. Я более чем уверена, что в процессе своего бизнеса операторы будут делать большой акцент именно на внедрение правил ответственной игры. И что не менее важно – взаимодействие с государством, к примеру с Министерством здравоохранения в этом направлении.

В-третьих, формирование здоровой конкуренции. Был один очень интересный факт в начале легализации бизнеса. Один человек подал в Укрпатент более 50-ти заявок на регистрацию разных известных мировых брендов из сферы интернет-казино, покера, букмекерства. Таким образом посягнув на права других (в большей степени иностранных) кампаний с целью создания барьеров для их выхода на украинское поле гемблинга. Это факт явной не здоровой конкуренции. И я надеюсь на успешное разрешение этой проблемы.

– Какие еще по Вашему мнению остаются нормативно-правовые (или иные) барьеры для развития именно цивилизованного гемблинга в Украине?

– Барьеров не так много. Во-первых, это – налог на выигрыш. На сегодня налог на выигрыш – налог на доходы физических лиц в совокупности с военным сбором составляет 19,5%. Проектом закона (законопроект № 2713-Д) предусмотрено ограничение, что не облагаются налогом выигрыши в размере 8 минимальных заработных плат, т.е. 52 тыс. грн. Однако эта норма, в принципе, – ни о чем. Поэтому действительно налог на выигрыш — это тот барьер, который на сегодняшний день никак не помогает бизнесу, а ограничивает его.

Во-вторых – сертификация и не признание европейских сертификатов. Надо быть честными, в Украине пока еще отсутствуют высокопрофессиональные лабораторий по сертификации, которые бы признавались зарубежными операторами. В мире и, в частности, в Европе игорный рынок уже сформирован и достаточно опытный. Операторы игровой индустрии хотят доверять профессиональным лабораториям при сертификации программных продуктов и игорного оборудования. Это же вопрос не только формального подхода, а вопрос безопасности, рисков, соответствия стандартам (которых в Украине кстати нет).  Соответственно, для многих провайдеров, организаторов вопрос сертификации остается открытым и в компетенции регулятора решить его.

В-третьих, отсутствие технического регламента игрового оборудования в Украине, что является проблемой. До сих пор соответствующий нормативно-правовой акт (который бы утверждал техрегламент) так и не принят. В связи с этим украинские лаборатории лишены возможности совершать проверку игорного оборудования на предмет специфическим в этом секторе требованиям.

В-четвертых, еще один серьезный барьер – отсутствие государственной системы мониторинга. Ведь это как раз тот рычаг, который относится к вопросу государственного контроля. Пока нет механизма контроля государства за игорным бизнесом, всегда будут подозрения в прозрачности этой сферы.

Еще я бы сказала о препятствии для вхождения на рынок, в частности, для иностранных инвесторов – это трехкратная плата за лицензию, но только в разрезе сегодняшнего дня. Мы ожидаем отмены этой нормы в ближайшее время. Конечно, операторы все равно выходят на рынок (и это мы видим), платят тройную плату за лицензию в целях реализации амбиций первенства. Законопроект предусматривает, что в дальнейшем этот платеж будет засчитан в оплату последующих лицензионных платежей.

– Мировой рынок онлайн-гемблинга в 2020 г. оценивался в $59,8 млрд. В какую сумму можно оценить украинский рынок (реально и потенциально)? 

– Когда мы говорим об оценке рынка, мы говорим об обороте. Оборот рынка сегодня никто не в состоянии посчитать правильно. Я не верю ни в одну цифру, и реальную оценку оборота рынка сказать невозможно по простой причине – в Украине остается теневой рынок азартного бизнеса. Это первая причина, почему невозможно посчитать оборот.

Во-вторых, легальный рынок только создан. Думаю, когда по итогам 2021 года будет подана финансовая отчетность, мы сможем увидеть цифры по оборотам легального рынка игровой индустрии.

Вот вам несколько интересных цифр – потенциальных поступлений в госбюджет. Так, в законе о госбюджете на 2020 год было запланировано 4,3 млрд грн поступлений от игорной сферы. В 2021 году – 7,4 млрд грн. В проекте госбюджета на 2022 г. – почти 763 млн грн. Но это не налоги, речь идет о поступлениях от лицензий, лицензионных платежей. Конечно, видимо погорячились, устанавливая цифры на уровне 4,3 млрд грн., 7,4 млрд грн. (смеется). Вот, 763 млн грн – это уже более реальная цифра на следующий год с учетом того, что будут приняты изменения по налогообложению и рынок станет еще более интересен для инвестирования в него. 

Есть еще один показатель, исходя из которого можно очень примерно посчитать оборот. Речь идет о налоговых отчислениях, которые были уплачены операторами (получившими лицензию) за первый и второй кварталы этого года. В частности, налог на доходы с физического лица (НДФЛ) и военный сбор. Фактически, это налог с выигрыша, который удержали операторы при выплате выигрышей и оплатили в бюджет. Общая сумма налога с выигрыша с военным сбором составляет за первое полугодие около 3 млн грн.

– Насколько в нынешних условиях легализации игорного бизнеса создается конкурентная среда, или только отдельные конкретные операторы могут получать лицензии и работать “по-белому”?

– О конкуренции вообще мало говорят сегодня. Сейчас любой оператор может выйти на рынок и работать “по-белому”. Каких-то преград или барьеров я не вижу. Их в действительности нет. Если ты “белый”, ты способен выйти на рынок и работать прозрачно. Для легального выхода оператору нужно сформировать уставный капитал в размере 30 млн грн. Это значит, что у него должны быть легальные источники происхождения средств на эту сумму. Для многих «теневиков» в прошлом, сегодня это – проблема. Они не знают, как легализовать эти доходы или не хотят этого делать. В то же время вполне законные инструменты показать свои доходы есть.

Кстати, я специально посмотрела, почти все операторы слот-залов (шесть из семи) имеют в учредителях корпоративный инвестиционный фонд. Это хорошо, привлечение прекрасного инструмента совместного инвестирования для ведения своего бизнеса раскрывает дополнительные финансовые возможности и выступает гарантией защиты инвестиций. КИФ может подтвердить легальность происхождения денежных средств, подпадает под жесткий финансовый мониторинг.

Данный инструмент используется для распределения инвестиционных потоков и имеет специфический формат налогообложения доходов. КИФ, например, освобожден от уплаты налога на прибыль. Работает фактически система налогообложения, как налог на выведенный капитал в некоторых странах ЕС. А доходы физлиц облагаются налогом в 9% и военный сбор 1,5%. Я веду к тому, что бизнес применяет “белые” инструменты и спокойно может выходить на этот рынок “по-белому”. Это значит, что рынок открыт. Барьеров я не вижу, раскрывайте свои структуры собственности, подтверждайте капитал, получайте банковскую гарантию, получайте лицензии и работайте. Кстати, о банковской гарантии.  

Хочу обратить внимание потенциальных операторов рынка гемблинга что не все банки в Украине с радостью откроют вам счета и предоставят банковскую гарантию на выплату выигрышей. К примеру, я столкнулась с абсурдной ситуацией, когда Укрсиббанк (изучая документы на открытие счета более 10 дней, что уже в принципе нонсенс для банков в Украине, где счета открываются за пару дней) готов был открыть счет новосозданному предприятию с иностранной инвестицией с видом деятельности «организация азартных игр» только после получения лицензии!!!  А как же, извините, в таком случае компании без счета в банке сформировать уставной капитал, заплатить за лицензию? (смеется). Это может свидетельствовать о нежелании банка работать с азартным бизнесом и лично я расцениваю это как барьер и не буду рекомендовать клиентам работать с таким банком в принципе.

Однако не все так грустно, другие банки с удовольствием привлекают к себе клиентов с игорного сектора, предвкушая их обороты.  На рынке уже формируется диапазон комиссии за предоставление банковской гарантии – от 2% до 4% и без покрытия или с частичным покрытием путем размещения депозита. И думаю, эта ставка будет понижаться. Ведь фактически риск невыплаты выигрыша у операторов азарта отсутствует – выплачивать выигрыши – это их цель, иначе бизнес не будет работать.

– Где же все-таки есть реальная конкуренция?

– В помещениях и локациях. Сейчас происходит прямо настоящий бум. И это правда конкурентная борьба. Даже порой используются определенные манипуляции. Известно, что в Украине слот-холлы и казино могут быть открыты только в гостиницах от трех до пяти звезд. А гостиниц у нас не так много, отельный бизнес не настолько развит, как в других странах. Поэтому прослеживается борьба именно за локации что приводит к неимоверному росту арендной плата. Если, к примеру, рыночная ставка за аренду квадратного метра нежилого помещения в Киеве может составлять  $12-$25, то в игорном сегменте это будет $100 и выше.

Также конкурентная борьба ведется за игрока. Когда мы говорим о такой борьбе, можно отметить, что ей присущ такой фактор, как нелегальный бизнес. Игроку очень удобно играть в нелегальных казино и залах игровых автоматов. Ему не надо проходить идентификацию, его выигрыши не облагаются налогами, ему это все легко, быстро и просто.

С принятием закона, условия посещения игрока игорных заведений ужесточились, и ему уже необходимо получать карточку игрока, проходить идентификацию личности. Для многих это не комфортно. Но, знаете, когда мы говорим о здравом игорном бизнесе в Украине, этот момент дискомфорта не должен присутствовать. Значит, это не наш игрок если ему не комфортно пройти идентификацию. Должна быть персональная ответственность каждого игрока и его осознанность в тех действиях, которые он делает. Тогда будет хороший гемблинг в стране с определенными правилами, культурой, с ответственным отношением к игре.

Игрок должен понимать, что, посещая нелегальные заведения, он рискует не только в удовольствие (вовлекаясь в азарт) а рискует не получить свой выигрыш априори. В любую секунду нелегальное интернет-казино или зал игровых автоматов теперь могут быть закрыты, и игрок просто все потеряет. Необходимо дискредитировать нелегальные игорные заведения. С другой стороны, нужно создавать для игрока комфортные условия в легальных залах.

Дискредитация доверия игрока к нелегальным казино и создание для него комфортных условий в легальных заведениях — это задание и для бизнеса, и одновременно для государства.

– По официальным данным, в Реестре лиц, которым ограничен доступ к азартным играм, уже включили 70 человек. Тем не менее, по нашему мнению, проблему лудомании это совсем не решает: “реестровых” игроков это не останавливает, и они продолжают играть. Какие еще шаги госорганы и правоохранители должны предпринять, чтобы уменьшить теневой сегмент рынка?

– Должна быть реальная борьба государства с нелегальными залами игровых автоматов и казино. Необходимо проводить блокирование сайтов, доменов. Необходима также популяризация в СМИ легальной игры. Здесь, и ваша задача тоже. Когда игрок будет видеть, что он попадает под риск не только самой игры (азарт – это же риск), а и под риск невыплаты ему законного выигрыша, который он выиграл у нелегального оператора, это для него станет сигналом, мол, “стоп, я вчера поиграл в этом интернет-казино, выиграл миллион, а его сегодня закрыли, как же я получу свой выигрыш? Нет, я лучше пойду к легальным операторам, у которых есть банковская гарантия, покрывающая выплату выигрыша, который платит за меня налоги”. И у игрока не должно быть ощущения, что он в легальном заведении выиграет меньше. Законом в принципе запрещено устанавливать в залах игровые автоматы, где процент выигрыша меньше 90%.  В среднем по рынку призовой фонд 95%.

Во-вторых, большое зло – нелегальные наземные залы игровых автоматов. Они рассчитаны как раз на такую публику, которая и не должна играть в азартные игры. Это как раз те люди, которые подвержены лудомании, выносят последнее из своих домов. Такие игроки не всегда идут играть в пристойные слот-холлы и казино, они “оседают” в каких-то полуподвальных, сомнительных заведениях. Здесь должна быть прямая работа правоохранителей: рейды, изъятия и прочее. Очень надеюсь, что коррупции в этой плоскости не будет и «крышевания» таких залов также не будет. Почему-то очень сильно верю, что в игорном сегменте не будет коррупции, иначе мы не выведем игорный рынок к тем целям, которые государство ставит. Государство хочет получать поступления в бюджет от игорного бизнеса, тогда, пожалуйста, боритесь с теневым рынком. Иначе это все не заработает.  

– Как бы Вы оценили налоговые изменения, которые нардепы собираются рассматривать (и голосовать) в Раде? И как смягчение налоговых условий сможет отобразиться на рынке?

– Этого правда ждут. Рынок уже свыше полугода ожидает налоговых изменений. Из личного опыта вижу, что оператор не идет на украинский рынок, потому что ему непонятен налог с GGR (с валового игрового дохода). Если в мире он составляет в среднем 10% и это все понимают, то 18% (как в Украине) – нет, это не приемлемо. Поэтому все ожидают налоговых изменений. Налогообложение просто будет понятным для бизнеса, который с удовольствием заплатит 10% от игрового доход. Кончено, если бы были изменения в отношении налога на выигрыш, это еще больше привлекло бы и игрока, и дало бы дополнительные бонусы операторам. С понятной регуляцией налогообложения инвестор будет заинтересован выходить на рынок гемблинга в Украине.

– Это мы говорим о зарубежных инвесторах?

– Да, в основном о зарубежных. Более того, скажу откровенно, один из моих клиентов несколько месяцев назад создал здесь компанию, и они просто подготовились и ждут, когда отменят тройную плату за лицензию и когда установят 10% от GGR. Кстати, это касается не только операторов игровой индустрии. Это касается и провайдеров (поставщиков программных продуктов, например, слот-игр для игровых автоматов, интернет-казино). На чем они зарабатывают? – Сума их роялти точно также зависит от GGR оператора. Соответственно, в среде провайдеров бытует мнение что им не выгодно поставлять в Украину и подписывать контракты напрямую с украинскими операторами, потому что ставка налогообложения очень высока. Предлагают поработать через, скажем, Британию, Кюрасао (остров на Карибах, – ред.) и т.д.. Завышенные ставки налога ограничивают легальный поток инвестиций в Украину. К сожалению, люди хотят экономить на налогах, а я бы призывала к прозрачному механизму их оплаты на взаимовыгодных с государством условиях.

– Возвращаясь к теме развития инфраструктуры и работы отельного бизнеса, на наш взгляд, чиновники могут искусственно создавать условия при лицензировании отелей, что сдерживает приток в Украину инвестиций и запуска новых отельных комплексов. Является ли это серьезным препятствием для зарубежных инвесторов? И кому могут быть выгодными такие искусственные бюрократические проволочки?

– Я не знаю, откуда такая информация. «Лицензирование» может быть не совсем правильный термин, речь идет о присвоении отелям категорий. Категория — это равно звезде. Регулятор по присвоению отелям категорий это ГАРТ – Государственное агентство развития туризма. ГАРТ на своих комиссиях принимает решение о присвоении той или иной гостинице категории 3*, 4* или 5*. Буквально неделю назад (21 октября, – ред.) было рассмотрение комиссии ГАРТ, на которой выносился вопрос о присвоении звездности четырем отелям. 30 сентября рассматривался вопрос по присвоению звездности пяти отелям. Всего за сентябрь-октябрь этого года – десяти отелям присвоены определенные категории звезд – от 3* до 5*. Поэтому можно говорить, что этот бизнес не блокируется, а наоборот – поощряется.

Меня беспокоит другой вопрос, с которым я сейчас столкнулась – инвестиционная деятельность при создании казино и строительстве отеля 5*. Закон говорит нам о том, что можно получить инвестиционную лицензию сроком на 10 лет, и это дает оператору основания десять лет не платить плату за лицензию на операторскую деятельность при условии, если он строит пятизвездочный отель. Эта тема очень интересная, и я не вижу законодательных барьеров получить такую инвестиционную лицензию. Стимулом для бизнеса есть, к примеру, в случае оперирования казино в Киеве, это экономия денежных средств в размере более 720 млн грн. Это сума равна стоимости платы за лицензию за 10 лет.

Мои опасения заключаются в том, что регулятору будет не выгодно выдавать инвестиционную лицензию, ведь он не обеспечивает поступления в госбюджет от лицензионного платежа. Но, с другой стороны, это приличная инвестиция в социальную инфраструктуру, в развитие отельного, ресторанного бизнесов и в создание казино.

Безусловно, чтобы инвестору построить отель, ему нужно вложить немаленькие инвестиции. Строительство пятизвездочного отеля и получение лицензии на 10 лет может быть привлекательным для многих инвесторов, бизнес интересен совместной кооперацией нескольких сфер – застройщика, оператора отелей, оператора казино. Таких прецедентов в Украине пока нет, но в моем профессиональном кейсе есть разработка такого проекта.

– Иными словами у зарубежных инвесторов есть интерес, чтобы заходить в Украину и строить тут пятизвездочные отели и вкладывать в инфраструктуру?

– Да, вкладывать в инфраструктуру, строить пятизвездочные отдели и получать именно инвестиционную лицензию, которая позволяет им 10 лет работать (с учетом времени на строительство) и не платить плату за лицензию. То есть это такая льгота инвесторам, пожалуйста, приходите, не платите плату за лицензию, но стройте 5* отели, и, соответственно, открывайте казино (в отелях с не менее, чем 200 номеров).

Есть еще интересные инвестиционные направления в гемблинге – это проекты, которые утверждаются по решению Кабинета Министров Украины. В Украине предполагается создание пяти игровых зон (по решению правительства). Как Кабмин будет принимать эти решение, что для него будет основанием для создания таких зон, – пока остается в неведении и прецедентов нет. Очевидно, по той причине, что это не является приоритетным направление правительства в условиях борьбы с COVID -19 и другими не менее важными стратегическими направлениями.

Однако на мой взгляд, инициировать вопрос создания игровых зон в Украине возможно, был бы интерес. Ведь это будет способствовать и развитию инфраструктуры, увеличению количества рабочих мест и станет привлекательным инструментом для развития туризма в нашей стране.

Дмитрий Дубенский, специально для NW


22 Червня

російські війська здійснили 36 атак на Покровському напрямку: ситуація на фронті

Прогноз погоди на 23 червня: грози, дощі та поривчастий вітер в Україні

У Харкові жінку засудили на 8 років за спробу продажу новонародженої доньки

Обстріл Очакова: двоє дітей та жінка поранені, шість будинків знищено

Скільки коштує оренда гектара державної землі: актуальні ціни та попит у 2025 році

Вибух у церкві в Дамаску: щонайменше 10 загиблих і 25 поранених

Курс біткойна опустився нижче 100 тисяч доларів через загрозу закриття Ормузької протоки

Які країни ЄС мають найнижчі та найвищі ціни для домогосподарств у 2024 році

Олексій Чернишов повернувся до України та відновлює роботу в уряді

У Краматорську під завалами зруйнованого будинку шукають ще одну людину

Працевлаштування ВПО: понад 124 тисячі переселенців знайшли роботу з 2022 року

У Харкові на Північній Салтівці та в П’ятихатках розпочали демонтаж зруйнованих будинків

Користувачів закликають оновити паролі після масового витоку 16 млрд облікових даних

Резніков розповів про поведінку російської делегації на переговорах із Україною

Буданов доповів Зеленському про підготовку росії до нових військових операцій у Європі

Зеленський підписав указ про нові санкції проти співпраці з рф на окупованих територіях

БІЛЬШЕ НОВИН