Київ Країна Культура Новини Суспільство

В Киеве состоялся допремьерный закрытый показ фильма Лозницы «Бабий Яр. Контекст»

В Киеве состоялся допремьерный закрытый показ фильма Лозницы «Бабий Яр. Контекст»

В минувшую пятницу в Киеве состоялся допремьерный показ нового фильма Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст». Документальная картина ранее с успехом демонстрировалась на престижном кинофестивале в Каннах.

Новая монтажная лента, собранная из фрагментов хроники (которую снимали в 1941 году в столице Украины, а также Харькове и Львове) после более чем теплой встречи публики в Каннах, была высоко оценена зрителями и на закрытом показе в кинотеатре «Киевская Русь», передает NW.

Отметим, ранее Сергей Лозница признавался, что был одержим темой Бабьего Яра всю жизнь, с детства, которое провел в Киеве. Ребенком он ежедневно ходил через урочище, где когда-то прервались жизни свыше тридцати трех тысяч горожан, убитых нацистами в сентябре 1941 г. При Союзе об истории этого места предпочитали не говорить. Да и сейчас, в основном, события Холокоста в украинском истеблишменте топовой назвать сложно.

И таким образом Лозница хочет раз и навсегда положить конец некоему заговору молчания, вроде бы давно потерявшему актуальность, однако до сих пор действующему на современные умы. Разговаривать открыто об этом уже можно, но все еще слишком страшно, и порой не обходится без определенного спекулятива.

Как известно, долгие годы режиссер вынашивал проект полнометражного игрового фильма – видимо, слишком дорогостоящего и сложного. В канун пандемии ковида вроде бы его осуществление казалось близким, а затем отложилось опять.

Поэтому сначала на свет родился монтажный архивный «Бабий Яр. Контекст», собранный талантливым режиссером из материалов (общеизвестных и абсолютно раритетных вещей), которые были выбраны в процессе подготовки к большому проекту.

Остается теперь додумывать, как автору удастся конкурировать с самим собой: как игровое кино, с каким бы тщанием и вдохновением оно ни было сделано, сможет соперничать с документальными кадрами массовых убийств и тяжелой жизненной драматургией, без которого Бабий Яр не был бы возможен.

Впрочем, как наглядно показал Каннский фестиваль, вообще мало что может сравниться по силе воздействия с подобной хроникой. По сообщениям очевидцев, в Каннах после показа зрители выходили из зала молча, чуть ли не пошатываясь. Это произошло и в Киеве в пятницу. Сам же фильм начинается со взрывов в центре Киева, подготовленных НКВД перед тем, как немцы захватили город. Затем – встреча оккупантов населением, приветственные плакаты и слоганы, следом – подготовка Киева к военным действиям.

Затем проходят реалистичные сцены публичных издевательств над обнаженными жертвами, за которыми наблюдает безумствующая толпа. Показано, как местное население копало рвы в Бабьем Яру…

После, похоже, повествование как будто начинает притормаживать. Вместо динамичных сюжетных съемок – остановленные кадры, фотографии лиц, случайно выхваченных в толпе. Образы запечатлены крупными планами: глаза, эмоции, движения. А после – наступает чернота.

Отметим, самих расстрелов в динамике в ленте нет, так как таких пленок не было. Вместо трагической кульминации Лозница привел большую цитату из «Украины без евреев» Василия Гроссмана (чье «Письмо матери» из «Жизни и судьбы» до сих пор остается одним из сильнейших документов об уничтожении евреев на территории СССР).

«Убиты старые ремесленники, опытные мастера: портные, шапочники, сапожники, медники, ювелиры, маляры, скорняки, переплетчики; убиты рабочие – носильщики, механики, электромонтеры, столяры, каменщики, слесари; убиты балаголы, трактористы, шоферы, деревообделочники; убиты водовозы, мельники, пекари, повара; убиты врачи – терапевты, зубные техники, хирурги, гинекологи; убиты ученые – бактериологи и биохимики, директора университетских клиник, учителя истории, алгебры и тригонометрии; убиты приват-доценты, ассистенты кафедр, кандидаты и доктора всевозможных наук; убиты инженеры — металлурги, мостовики, архитекторы, паровозостроители; убиты бухгалтеры, счетоводы, торговые работники, агенты снабжения, секретари, ночные сторожа; убиты учительницы, швеи; убиты бабушки, умевшие вязать чулки и печь вкусное печенье, варить бульон и делать струдель с орехами и яблоками, и убиты бабушки, которые не были мастерицами на все руки — они только умели любить своих детей и детей своих детей».

Перечисление продолжается и продолжается, а, читая эти строки с экрана, можно буквально потерять сознание.

Справедливо считая, что ничего страшнее истории не существует, режиссер, похоже, бросает все способности и усилия – безупречное чувство формы и ритма, въедливость исследователя, философские представления о добре, зле и моральном долге документалиста, – на создание неких «капсул времени», которые вдруг оживают на пленке под взглядом современного зрителя.

Причем зритель погружен в статус наблюдателя и даже свидетеля тех ужасных событий. Кстати, напомним, с подобным творческим подходом были созданы его монтажные «Блокада» (2005), «Процесс» (2018) и «Государственные похороны» (2019).

Можно предположить, что «Бабий Яр. Контекст» завершает этот ряд и дает ответы публике (да, и, наверное, самому Лознице с его же «Аустерлицем»), какими глазами мы сегодня можем и должны смотреть на социальную и гуманитарную катастрофу Холокоста.

В конце ленты, как когда-то в финале «Блокады», киноманы увидели сложную сцену казни в центре Киева, когда уже в январе 1946-го, после судебного процесса, публично казнили 12 пленных немецких офицеров. Между тем смысл такого авторского хода наталкивает на переосмысление трагедии и рождает вопрос, а можно ли вообще наказать воплощение зла и будет ли это считаться полноценной победой. Ведь в столице УССР казнили только 12 нацистов. А судьба Гитлера в 1946 году была покрыта ореолом мрака и советской пропаганды.

В итоге повешение немцев под лики опять же таки фактически той же обезличенной толпы не до конца производит впечатления осуществленной справедливости. Убийство нескольких военных преступников никак не отменяет произошедших массовых казней мирного населения в Киеве. Где после Второй мировой войны частично появился жилой массив с «хрущевками».

Фильм – мощный, глубокий, эффектный. Он перезапускает процесс переосмысления не только самой трагедии Холокоста, но и генерирует новые смыслы с учетом современной повестки дня и цикличности истории. С нынешними «последними диктаторами Европы» и жертвами среди мирных граждан по всей планете. И будет ли когда-нибудь наказано зло, а также, каким образом.

Напомним, как писал NW ранее, в Украине фильм «Бабий Яр. Контекст» Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» представит осенью этого года в рамках мероприятий, приуроченных к 80-й годовщине трагедии Бабьего Яра.

«Бабий Яр – это место боли и памяти, место, где история буквально впитана в землю. Десятки тысяч людей были убиты здесь. О многих из них мы не знаем ничего. Они исчезли, был уничтожен целый мир. И наша задача – вернуть память о них, создать здесь такое пространство, которое сделает историю Бабьего Яра близкой, важной и актуальной для любого, кто живет в этом городе, кто приезжает сюда, вообще для всего мира», – отмечал ранее художественный руководитель Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» Илья Хржановский.  


7 Вересня

Земельну ділянку на березі річки незаконно передали у приватну власність

МЗС назвало нелегітимними російські вибори в окупованому Криму 

Зеленський повідомив про зустрічі з європейськими лідерами на форумі в Італії

Генконсул України закликав кінофестиваль у Торонто скасувати показ стрічки про російських військових

У столичному метро тестують системи та проводять перевірки: подробиці

Боротьба за мову і Радіо Свобода. Розмова з професором Андрієм Содоморою

Пентагон про залишки коштів для України до кінця вересня

Чому кішка лягає на спину перед господарем: чи означає це, що вона його любить

Литва виділить 10 мільйонів євро на закупівлю української ракети «Паляниця»

Прогнози експертів не відповідають реальності: що буде з електропостачанням взимку

Франція підтримає ініціативу ЄС із військової допомоги Україні за рахунок активів Росії – уряд

6 Вересня

В одному з приватних внз столиці вимагали хабар від абітурієнта

Зеленський обговорив із Шольцем спільне виробництво зброї

Кіберфахівці “ВО TEAM” зірвали виконання держзамовлення рф, паралізувавши іванівську “Антену”

курорти в окупації залишились без бізнесу та відпочивальників

Україна поступово перебирає на себе ініціативу на фронті – Остін

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ