В Украине возник дефицит своего картофеля, приходится везти его из РФ
Фото - pixabay.com
Украина, которая официально считается страной, входящей в тройку наибольших в мире производителей картофеля, в то же время, из-за внутреннего дефицита этого продукта, является одним из наибольших импортеров картошки, причем закупает его у России.
Как передает NW, об этом в своей колонке на zn.ua рассказал экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак.
«В течение всего одного сезона 2019/20 (с июля 2019 года по июнь 2020 года включительно) ввезли почти полмиллиона тонн свежего картофеля для нужд потребления, без учета семенного! Это делает Украину одним из наибольших в мире импортеров картофеля для свежего рынка, ведь остальные ведущие импортеры (Бельгия, Нидерланды, Испания и Германия) импортируют картофель преимущественно для переработки или для реэкспорта. Но официально считается, что Украина входит в тройку наибольших в мире производителей картофеля, уступая Китаю и Индии (это, кстати, совсем не так)», – отметил Ярмак.
По словам эксперта, в 2020 году не просто не смогла обеспечить себя картошкой, но еще и покупала ее у России.
«В Европе есть только одна страна, где в супермаркетах продают грязную картошку с землей. Да, это Украина. А еще – объем продажи картофеля в супермаркетах Украины меньше, чем объем продажи апельсинов. Эти факты важны для понимания того, почему «житница Европы» в 2020 году не смогла обеспечить себя «вторым хлебом», да еще и покупала его не где-нибудь, а у России», – написал Ярмак.
Представитель ФАО подчеркнул, что абсолютное большинство украинских хозяйств, которые выращивают картофель, даже профессиональные, не имеют оборудования для доведения картофеля до товарного вида: для чистки, мытья, сортировки, линии упаковки и т.п.
«Наш производитель лучше засадит картошкой лишних 100 га, чем инвестирует средства в ее доработку. Ведь если ты начинаешь картошку доделывать и сортировать, то оказывается, что она имеет еще худший вид. Следовательно, нужно инвестировать в более дорогую технику, менять сорта, ставить орошение. То есть менять всю систему производства, а это очень неудобно и дорого», – подчеркнул эксперт.
Квалификация менеджеров супермаркетов в Украине, которые отвечают за плодоовощные отделы, по словам Ярмака, тоже не всегда на уровне требований.
«Стратегия дешевой картошки не сработала. Ведь ни представители сети супермаркетов, ни производители в Украине не могли понять основополагающей разницы между сырьем и готовой продукцией. Картофель становится готовым продуктом лишь когда он доставлен на полочку супермаркета в том виде, в котором потребитель захочет его купить. А 99% того, что продавали в супермаркетах Украины, — это сырье, и оно не должно там быть», – написал эксперт.
Он также отметил, что картофель, который выращивается в ЕС для нужд переработки, обычно имеет значительно более высокие качественные параметры, чем картофель, выращиваемый в Украине для нужд свежего потребления.
Как писал NW, ранее Ярмак отмечал, что объективных оснований для роста цен на картофель в Украине не было. И если бы не ажиотаж, то сейчас картофель стоил бы даже дешевле, чем в прошлом году.