Думка Економіка Країна Публікації Технології У фокусі

Два самолета – пара: почему разговор украинского и бразильского президентов взбудоражил авиаотрасль

Два самолета – пара: почему разговор украинского и бразильского президентов взбудоражил авиаотрасль

Недавно одно сообщение в Твиттере президента Бразилии всполошило украинских экспертов и журналистов: Жаир Болсонар после встречи с президентом Украины Владимиром Зеленским в Токио похвастался, что Украина заинтересована в поставках военных самолетов бразильского производства EMBRAER-314 Super Tucano и EMBRAER КС-390. Ведь если Super Tucano – это штурмовик, и такого типа самолеты Украина не производит, то КС-390 – это военно-транспортный самолет, а именно такие самолеты производит госпредприятие «Антонов»! Многие назвали КС-390 прямым конкурентом Ан-178, который именно сейчас выходит на международный рынок.

Embraer KC-390 — это военно-транспортный самолет, который используется для доставки грузов и десанта. Грузовой отсек способен вместить до трех транспортных средств, общей массой 23 т, усиленное шасси позволяет самолету совершать взлеты и посадки на неподготовленные полосы. Ан-178 украинской разработки способен перевозить до 18 т груза, имеет рампу для погрузки и выгрузки габаритных грузов и может садиться на грунтовые взлетно-посадочные полосы. 

С одной стороны, не хочется торопиться с выводами. Вдруг Болсонар недопонял Зеленского? Вдруг говорил только про Tucano, а про 390-й ничего не сказал, а бразилец подумал, что речь идет об обеих машинах? Но проблема в том, что даже если мы с выводами не поспешим, то есть масса недругов, которые с выводами уже поспешили. В первую очередь – российские СМИ, которые пишут о том, что это только подтверждает их предположение о том, что «Антонов» не сможет серийно производить Ан-178 без российских комплектующих. И что «широко распиаренную на Украине программу строительства транспортного самолета Ан-178, похоже, можно окончательно похоронить». Это параллельно с ахами о том, что Super Tucano представляет угрозу для Крымского моста, поскольку хоть он и прикрыт «мощными системами ПВО/ПРО» но они не гарантируют стопроцентную защиту в условиях внезапной атаки «маленького самолетика способного лететь со скоростью 150 км/ч на сверхнизких высотах».

Понятно, что президент не может быть компетентным во всех вопросах. Так что здесь больше вопросов к команде, которая готовила украинского президента к встрече с президентом бразильским, продумывала темы, которые могут возникнуть и запрашивала по этому поводу рекомендации у соответствующих экспертов. Другое дело, что сам Зеленский не отреагировал на слова Болсонара, не уточнил ничего и т.д. А сделать это на самом деле необходимо.

ГК «Антонов» – это более десяти тысяч человек работников, а вся авиаотрасль Украины – в несколько раз больше. Украина все еще остается в числе немногих стран, которые, условно говоря, имеют полный цикл производства самолетов. Условно – потому что даже гигантские компании Airbus и Boeing работают в кооперации с другими. Да, проблемы есть – российские комплектующие в украинских самолетах нужно заменить, без этого на заводе новые самолеты не создадут. Это отдельный долгий разговор, об этом не сейчас. Сейчас же о том, что украинцы, которые работают в авиаотрасли, должны видеть поддержку со стороны государства. Их и без того этим вниманием не баловали, откровенно говоря. Для них подобные сообщения в масс-медиа – это дурной знак. Тем более что в отрасли уже убедились в том, что первые лица государства вполне способны отдать предпочтение иностранной технике, если будут предложены выгодные условия. И никакие аргументы о том, что таким образом Украина недосчитается налогов с произведенной здесь продукции, потеряет кадры и т.д., уже не проходят. Так было совершенно недавно, когда МВД заключило сделку на более чем 18 млрд грн, решив купить 55 вертолетов производства Airbus Helicopters SAS. При том, что в Украине производят и поставляют в Нацгвардию и ВСУ вертолеты Ми-8МСБ и Ми-2МСБ, а скоро уже будет сертифицирован вертолет МСБ-2 «Надия». При чем, это не сам по себе завод «Мотор Сич», это работа разных конструкторских бюро и перспективное создания полного замкнутого цикла производства в Украине.

Вот Владимир Зеленский посетил Харьковское государственное авиационное производственное предприятие. И узнав, что средняя зарплата у харьковских авиастроителей – 3500 грн в месяц, сказал, что за такое вознаграждение «люди не только не могут работать на государство, но и не могут чуствовать себя людьми». Это не показательная зарплата по отрасли, ситуация на разных предприятиях разная. Скажем, на прибыльном (в первую очередь за счет перевозок «Мрией» и «Русланами» нестандартных больших грузов) «Антонове» зарплата куда выше. Опять-таки, один ХГПП – только часть отрасли, в которой несколько десятков предприятий. Будем надеяться, что каждая поездка на такие предприятия даст Зеленскому больше понимания того, чем же эта отрасль живет и он станет все-таки ее лоббистом на международной арене.

Напомним, ранее мы сообщали, что Эрик Принс, частный подрядчик по вопросам безопасности и неофициальный советник президента Трампа, ведет переговоры о покупке ПАО «Мотор Сич» – крупнейшего украинского производителя авиадвигателей

Андрей Муравский, аналитик проекта Fly9999


19 Квітня

Туск закликав польських фермерів відмовитися від блокування кордону з Україною

СБУ затримала помічника Шуфрича: він фінансував росгвардію в Криму

Трамп заявив, що виживання України важливе для США

Танці на могилах військових у Києві? Через поховання героїв на Лісовому кладовищі здійнявся гучний скандал: всі подробиці

«Я оптиміст» – віцепрезидент США за президентства Трампа про майбутнє голосування в Конгресі щодо допомоги Україні

Як зробити шкіру гладкою та ніжною: поради як вирівняти текстуру

ТОП-6 ресторанів з чудовим видом на Київ

«Ви можете нам у книжках понаписувати «Слава Росії». Що відомо про конфлікт із переселенцями в Тернополі

НАТО працює над можливістю передати Україні більше ППО, не лише Patriot – Столтенберґ

18 Квітня

На Київщині рибаки наловили риби на майже мільйон гривень

У МЗС відреагували на заяви Кобахідзе щодо загрози «українізації» Грузії

Пароварка — важный атрибут правильного питания

Арсеній Яценюк: Україна може перемогти, якщо західні союзники невідкладно продемонструють безпрецедентну рішучість

Віцеканцлер Німеччини прибув до України разом із головою компанії-виробника IRIS-T

Очільниця Європейського центробанку виступила на захист заморожених російських активів

У Києві чоловік хотів продати автомат Калашникова

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ