Думка Економіка Країна Публікації Технології У фокусі

Два самолета – пара: почему разговор украинского и бразильского президентов взбудоражил авиаотрасль

Два самолета – пара: почему разговор украинского и бразильского президентов взбудоражил авиаотрасль

Недавно одно сообщение в Твиттере президента Бразилии всполошило украинских экспертов и журналистов: Жаир Болсонар после встречи с президентом Украины Владимиром Зеленским в Токио похвастался, что Украина заинтересована в поставках военных самолетов бразильского производства EMBRAER-314 Super Tucano и EMBRAER КС-390. Ведь если Super Tucano – это штурмовик, и такого типа самолеты Украина не производит, то КС-390 – это военно-транспортный самолет, а именно такие самолеты производит госпредприятие «Антонов»! Многие назвали КС-390 прямым конкурентом Ан-178, который именно сейчас выходит на международный рынок.

Embraer KC-390 — это военно-транспортный самолет, который используется для доставки грузов и десанта. Грузовой отсек способен вместить до трех транспортных средств, общей массой 23 т, усиленное шасси позволяет самолету совершать взлеты и посадки на неподготовленные полосы. Ан-178 украинской разработки способен перевозить до 18 т груза, имеет рампу для погрузки и выгрузки габаритных грузов и может садиться на грунтовые взлетно-посадочные полосы. 

С одной стороны, не хочется торопиться с выводами. Вдруг Болсонар недопонял Зеленского? Вдруг говорил только про Tucano, а про 390-й ничего не сказал, а бразилец подумал, что речь идет об обеих машинах? Но проблема в том, что даже если мы с выводами не поспешим, то есть масса недругов, которые с выводами уже поспешили. В первую очередь – российские СМИ, которые пишут о том, что это только подтверждает их предположение о том, что «Антонов» не сможет серийно производить Ан-178 без российских комплектующих. И что «широко распиаренную на Украине программу строительства транспортного самолета Ан-178, похоже, можно окончательно похоронить». Это параллельно с ахами о том, что Super Tucano представляет угрозу для Крымского моста, поскольку хоть он и прикрыт «мощными системами ПВО/ПРО» но они не гарантируют стопроцентную защиту в условиях внезапной атаки «маленького самолетика способного лететь со скоростью 150 км/ч на сверхнизких высотах».

Понятно, что президент не может быть компетентным во всех вопросах. Так что здесь больше вопросов к команде, которая готовила украинского президента к встрече с президентом бразильским, продумывала темы, которые могут возникнуть и запрашивала по этому поводу рекомендации у соответствующих экспертов. Другое дело, что сам Зеленский не отреагировал на слова Болсонара, не уточнил ничего и т.д. А сделать это на самом деле необходимо.

ГК «Антонов» – это более десяти тысяч человек работников, а вся авиаотрасль Украины – в несколько раз больше. Украина все еще остается в числе немногих стран, которые, условно говоря, имеют полный цикл производства самолетов. Условно – потому что даже гигантские компании Airbus и Boeing работают в кооперации с другими. Да, проблемы есть – российские комплектующие в украинских самолетах нужно заменить, без этого на заводе новые самолеты не создадут. Это отдельный долгий разговор, об этом не сейчас. Сейчас же о том, что украинцы, которые работают в авиаотрасли, должны видеть поддержку со стороны государства. Их и без того этим вниманием не баловали, откровенно говоря. Для них подобные сообщения в масс-медиа – это дурной знак. Тем более что в отрасли уже убедились в том, что первые лица государства вполне способны отдать предпочтение иностранной технике, если будут предложены выгодные условия. И никакие аргументы о том, что таким образом Украина недосчитается налогов с произведенной здесь продукции, потеряет кадры и т.д., уже не проходят. Так было совершенно недавно, когда МВД заключило сделку на более чем 18 млрд грн, решив купить 55 вертолетов производства Airbus Helicopters SAS. При том, что в Украине производят и поставляют в Нацгвардию и ВСУ вертолеты Ми-8МСБ и Ми-2МСБ, а скоро уже будет сертифицирован вертолет МСБ-2 «Надия». При чем, это не сам по себе завод «Мотор Сич», это работа разных конструкторских бюро и перспективное создания полного замкнутого цикла производства в Украине.

Вот Владимир Зеленский посетил Харьковское государственное авиационное производственное предприятие. И узнав, что средняя зарплата у харьковских авиастроителей – 3500 грн в месяц, сказал, что за такое вознаграждение «люди не только не могут работать на государство, но и не могут чуствовать себя людьми». Это не показательная зарплата по отрасли, ситуация на разных предприятиях разная. Скажем, на прибыльном (в первую очередь за счет перевозок «Мрией» и «Русланами» нестандартных больших грузов) «Антонове» зарплата куда выше. Опять-таки, один ХГПП – только часть отрасли, в которой несколько десятков предприятий. Будем надеяться, что каждая поездка на такие предприятия даст Зеленскому больше понимания того, чем же эта отрасль живет и он станет все-таки ее лоббистом на международной арене.

Напомним, ранее мы сообщали, что Эрик Принс, частный подрядчик по вопросам безопасности и неофициальный советник президента Трампа, ведет переговоры о покупке ПАО «Мотор Сич» – крупнейшего украинского производителя авиадвигателей

Андрей Муравский, аналитик проекта Fly9999


29 Березня

Данілов продовжить роботу на дипломатичному напрямку – Зеленський

На Київщині можна буде отримати безкоштовні послуги: подробиці

Кулеба вважає тісні зв’язки Індії з Росією «радянською спадщиною» – FT

Україна підписала угоду з США щодо відтермінування виплат за держборгом

У Києві та області працювали нелегальні АЗС з контрафактним пальним

Пиріг зі смородини нашвидкуруч із літніми заготовками

уряд має знайти «фінансову основу» для роботи Служби зовнішньої розвідки

28 Березня

“Patriot” потрібні тут і зараз, для захисту людських життів – Олександр Левченко

Куди піти у Києві: найцікавіші події цих вихідних

кому та як вдалося отримати компенсацію за програмою «єВідновлення»

Міноборони Німеччини повідомило про новий пакет військової допомоги для України

Представник Мінінфраструктури України розповів про два основних питання, які обговорили у Польщі. Ексклюзив

у Варшаві відбулися переговори урядів України та Польщі

у Польщі завершилися переговори щодо розблокування кордону – вони тривали 6 годин

У Київській області перейменували населені пункти: нові назви

Блендер: ваш надежный помощник для приготовления еды

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ